Главная » 2013 » Август » 3 » Доктор Смагулов о работе и о себе (Максим БАЛУЕВ)
23:01
Доктор Смагулов о работе и о себе (Максим БАЛУЕВ)
«Мы добились того, что у нас нет заразных больных», - с гордостью говорит главный врач противотуберкулезного диспансера Сайран Смагулов. Однако за этими простыми словами стоит почти десятилетний его труд в Степногорске, порой неблагодарный и даже опасный.
 
На фоне всей Акмолинской области в нашем городе заболеваемость «чахоткой», как называли раньше туберкулез, остается самой высокой, однако не идет ни в какое сравнение с показателями, которые были, допустим, в середине двухтысячных. Основной пик заболеваемости туберкулезом пришелся на 2008 год, когда счет шел на сотни. В прошлом году заболели коварной болезнью чуть больше ста – и все это легкие формы туберкулеза. Существенно снизилась и смертность: в прошлом году умерли девять человек, а в этом – всего один. Однако с опасением фтизиатры относятся ко недавно присоединенным к городу селам. Это как раньше в самом «опасном» с точки зрения заболеваемости поселке Бестобе – шахты, безработица, а потому и для туберкулеза созданы все «условия». Стоит отметить, что в Бестобе сегодня ситуация стабильная, а раньше, вспоминает Сайран Садырович, было до 40% больных с открытой формой туберкулеза.
Взяли медики «под крыло» и всех больных с хронической формой – это когда обычному лечению человек уже не подлежит, а его организм выработал устойчивость к лекарствам. По словам Сайрана Смагулова, таких больных очень много. Лечение их затягивается на годы, а потому все «хроники» направляются на лечение в областной диспансер. К слову, это помогло «очистить» городской диспансер от заразных больных. «В областном противотуберкулезном диспансере смотрят: если человек после нескольких месяцев лечения не выделяет палочки, то на следующий этап лечения его переводят к нам», - говорит главврач Смагулов. И за каждую жизнь «хроника» местные фтизиатры бьются до конца. «Без лечения они должны были умереть раньше. Но мы выискивали их по городу, начинали лечить, чем продлевали их жизнь на год-два. А когда у нас проходила международная конференция, я там отчитывался, что мы добиваемся даже выздоровления хронических больных – ведь меня учили бороться за жизнь каждого пациента до конца. А иностранные врачи сказали мне, что у них гуманно дать человеку умереть, чтобы за ним не тянулся «шлейф» и чтобы он дальше не заражал здоровых людей», - говорит Сайран Садырович.
Как достигали местные врачи снижения заболеваемости? Для начала добились, чтобы флюроографическое обследование проходили все горожане раз в год, а особенно – жители близлежащих поселков. А ведь до этого флюорография касалась только людей из групп риска. Стали поддерживать больных продуктовыми наборами, ведь среди заболевших – 80% нигде не работают, а соответственно, плохо питаются, ведут нездоровый образ жизни. Начинали с 293 тысяч тенге, которые выделялись на социальную поддержку больных. Дадут пять тысяч тенге больному – он на радостях выйдет из больницы и пропьет эти деньги. Тогда медики решили помогать не деньгами, а продуктовыми наборами, некоторым больным покупают лекарства для поддержки печени, оплачивают проезд на обследование в областной больнице. В прошлом году на социальную помощь было выделено уже более пяти миллионов, которой охвачено почти двести человек. Есть среди них и дети, у которых проба манту на туберкулез оказалась положительной, - таких ребят в школах обязательно кормят горячим питанием.
При докторе Смагулове навели порядок и в медицинской статистике. «Всех умерших стали вскрывать, если есть подозрения на смерть от туберкулеза. А заставил это делать случай. На время отпуска основного судмедэксперта к нам пришел молодой врач из Акколя, который при вскрытии увидел маленькую точку в легких умершего, когда-то болевшего туберкулезом, отправил материал на анализ и поставил диагноз «туберкулез». Но я-то знаю, что у нас люди нормально могут жить даже с одним легким! Тот случай уже прошел по статистике, но мы доказали обратное», - говорит Сайран Смагулов.
Простого обывателя всегда интересует – где и как можно заразиться туберкулезом? Доктор Смагулов объясняет, что на улице «поймать» болезнь вряд ли можно, а вот при тесном контакте с больным – запросто. А вот то, что в организме каждого человека уже живет эта ужасная инфекция, - в голове не укладывается! «Стоит иммунитету снизиться, как палочки начинают размножаться, и может произойти заболевание. Группа риска – люди с сахарным диабетом, женщины после родов, курильщики и те, злоупотребляет спиртным», - успокаивает меня Сайран Садырович и разрушает сложившиеся стереотипы, что туберкулез – это болезнь нищих и неблагополучных. «Да, больше половины всех больных – из простого рабочего класса. Но я вспоминаю одну статью в газете: в начале девяностых в Москве всполошились врачи – бизнесмены начали болеть туберкулезом. Оказывается, болезнь провоцировали стресс, боязнь потерять бизнес, мысль, что тебя убьют или «наедет» рэкет», - вспоминает врач.
Стоит сказать и о пациентах доктора Смагулова. В основном, это люди от двадцати до сорока лет. Среди них много безработных, с десяток наркоманов и алкоголиков, чуть меньше – бездомных. С таким контингентом, признается Сайран Садырович, очень сложно работать. Порой среди пациентов диспансера появляется «вожак», который провоцирует остальных на битье окон и дебош. «Иногда надоедает слышать мат в свою сторону, непослушание. Но стараемся все забывать. Не так давно в Мариновском тубдиспансере женщину-врача избила толпа больных – к сожалению, и наш больной был среди зачинщиков. Они напились, разбомбили пищеблок, гараж вскрыли, машину пытались угнать, охрану табуретками били», - говорит Сайран Смагулов.
А бывает, друзья или знакомые передадут алкоголь пациенту – и тогда начинается геройство. Здесь врачам приходится выступать еще и воспитателями, несмотря даже на почтенный возраст некоторых больных. Для централизованного наблюдения в тубдиспансере ждут установки тридцати видеокамер, однако денег на это пока не дают. Как не дают денег и на замену морально устаревшего железного забора вокруг больницы, хотя по постановлению правительства это должно быть трехметровое сплошное ограждение. Однако случаев побега из диспансера не стало, ведь лечение здесь длительное и не все его выдерживают. А все потому, что доктор Смагулов попросил не госпитализировать в наш диспансер степногорских больных – дом рядом, соблазнов много.
В одной палате в тубдиспансере стараются собрать «свежих» больных. Однако бывают исключения «по интересам», как, например, в одной из палат сегодня лежат работники правоохранительных органов и военный.
Врачей этой больницы никогда не благодарят после выписки пациенты. «Представьте: больной летом приехал, а только зимой уезжает и заявляет нам, что у него нет денег на дорогу и обуви. Начинаем помогать кто чем может... Тут не до благодарностей. Хотя нет, в прошлом году пожилой мужчина из Щучинска лежал у нас и посвятил нам стихи, которые опубликовал в газете», - вспоминает Сайран Садырович.
А стихи посвящать, действительно, есть кому. Коллектив противотуберкулезного диспансера – стабильный, здесь нет конфликтов, которые случаются в других медучреждениях города. Медики не жалуются на зарплату и получают надбавку за вредность. Хотя, отмечает Сайран Смагулов, помимо специальных повязок дополнительных мер безопасности к персоналу не применяют.
Сегодня все больные туберкулезом должны лечиться, дабы не стать источником болезни для окружающих. Однако на деле случается обратное – люди находятся в шоке от своего диагноза, некоторые пишут заявление об отказе от госпитализации, что дает врачам право обращаться в суд с просьбой о принудительной госпитализации опасных больных. Ну а чтобы не «подцепить» коварную болячку, доктор Смагулов советует начать с себя – вести здоровый образ жизни, разнообразить питание. «Говорят, что 15% выздоровления зависит от медработников и системы здравоохранения, а 80% - от социальных условий больного, экологии, питания. Так что это не только работа фтизиатров», - говорит врач. Но даже поборовшие болезнь люди, зачастую из числа неблагополучных, не одумываются – они не желают работать, что в конечном итоге ведет их обратно к больничной койке.
 
Справка "Престижа"
С детства Сайран Смагулов воспитывался дедушкой – уважаемым и мудрым человеком в округе и прожившим 96 лет. С юных лет у мальчика было примерное воспитание. «Когда наш класс принимали в пионеры, я болел. Пришел в класс – все в красных галстуках, и мне так стало обидно, что я заплакал. Потом я еще долго ждал, чтобы меня посвятили в пионеры, но после этого твердо знал, что должен быть примером во всем», - вспоминает Сайран Садырович.
Медицине Смагулов отдал 35 лет своей жизни. После учебы в мединституте отец предложил не скитаться на чужбине, а вернуться на родину, в село Кийма. Руководствовался принципом «где родился – там и сгодился». В селе все врачебные должности были заняты, осталась только одна – профессия фтизиатра. Сайран Садырович прошел интернатуру, получил специализацию. А вскоре занял пост главврача межрайонной туберкулезной больницы. В начале девяностых семь лет руководил Кийминской районной больницей, которую сохранил в сложное время перемен. К примеру, когда начались перебои с электричеством, выпросил у одного из директоров хозяйств дизельный мотор, у другого - калорифер для обогрева родзала. Отсутствовавшие кареты «скорой помощи» Смагулов, не обращая внимания на насмешки, придумал заменить гужевым транспортом. Благодаря этому тогда многие экстренные больные остались живы.
После административных реформ район объединили с Жаксынским, а в самой больнице оставили всего 50 коек. Сайран Смагулов посчитал, что это для него, квалифицированного специалиста, будет маловато. К тому времени поступило предложение работать в Астане, однако Сайран Садырович, по гороскопу Рак, «стал пятиться назад» - отказался от работы в столице и, говорит, не пожалел.
С супругой, которая много лет заведовала ЗАГСом, он переехал в Атбасар, где замещал руководителя тубдиспансера. Два года упрашивали Смагулова возглавить подобную больницу в Степногорске, и в 2004 году он согласился. Хозяйство главврачу досталось, мягко говоря, сложное во всех отношениях, ведь руководители здесь подолгу не задерживались. Здание диспансера впервые за многие годы увидело ремонт. «Ходил также по бизнесменам – просил помочь материально, чтобы купить для больных холодильник, телевизор. Никто не помог. Кому нужны были туберкулезные больные?» - с сожалением говорит Сайран Смагулов.
Что удивительно, то на первых порах и сам главврач испытывал трудности. Жил в рабочем кабинете. Квартиру специалисту сначала пообещали, а потом «замяли» этот вопрос. «Если вам специалист не нужен, то я вернусь на родину», - спокойно, но твердо сказал тогда Смагулов. Специалист оказался нужен.
Сегодня сын Сайрана Садыровича трудится в городе судмедэкспертом, сноха – кардиолог в ЦГБ. Второй сын выбрал профессию налоговика, а младший окончил Евразийский университет в Астане и работает в престижной гостинице «Риксос».
И сегодня бывшие пациенты из районов области помнят Сайрана Смагулова. И когда он ненадолго возвращается на родину, тут же обращаются к нему за помощью. «Бывает, встречаемся прямо в степи, и я смотрю их снимки», - с улыбкой говорит доктор Смагулов. А тут еще и награда как нельзя кстати нашла своего героя: за многолетний добросовестный труд и по случаю 60-летнего юбилея главный врач регионального противотуберкулезного диспансера Сайран Смагулов был награжден медалью «Золотой врач».
Максим БАЛУЕВ
Просмотров: 1580 | Добавил: Admin | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
avatar