Главная » 2011 » Июль » 14 » Депутатский педсовет для профессиональной школы (Виктор МОЛОДОВСКИЙ)
15:15
Депутатский педсовет для профессиональной школы (Виктор МОЛОДОВСКИЙ)
Своего рода педсовет устроили депутаты руководителям профессионального образования Степногорска, собрав их всех 23 июня на очередной, 41 сессии гормаслихата. Какое оно, местное профессиональное образование, - осмысливала в своем докладе заместитель акима города Гульнур Садвокасова.

Угодить рынку труда – обеспечить себе будущее
Избавлю себя и вас, уважаемые читатели, от прозвучавшей в докладе презентации профессиональных учебных заведений, функционирующих на территории Степногорска, - их портреты были даны в двух предыдущих номерах нашей газеты в изложении пресс-службы городского маслихата.
Слушая Гульнур Садвокасову, я задался вопросом (который по окончании доклада и огласил), насколько востребованы выпускники степногорской профессиональной школы как специалисты у работодателей и, с учетом этого, насколько профессиональны педагогические коллективы местных лицеев и колледжей? Иначе сказать, я хотел понять, диктует ли рынок труда свои условия профессиональной школе и откликается ли она, до какой степени, на запросы времени. Согласитесь, при наличии ответов на эти вопросы можно было бы не только дать более-менее объективные ориентиры степногорским абитуриентам, которые хотят получить образование в родном городе, но и, в случае необходимости, скорректировать степногорский вектор профобразования с учетом потребностей регионального рынка труда. Скажу сразу, такая задача, по моему мнению, на сессии выполнена не была. Впрочем, возможно, это была только моя личная задача. В любом случае, исходя из нее буду освещать тему.
В докладе, на мой взгляд, были верно сформулированы основные задачи, касающиеся взаимодействия рынка труда и системы профессионального технического образования, - определить прогнозную потребность в кадрах, внедрить систему сертификации квалификаций, освоить новые модели финансирования подготовки кадров, создать новую модель взаимодействия учреждений профтехобразования с работодателями. Для начала, как явствует из приведенной статистики, должен быть устранен дисбаланс в обеспечении потребностей рынка труда: ему в развитых странах требуется 75% выпускников профтехобразования (что и обеспечивается), у нас же, в Казахстане, только 27% занятого населения имеют профессионально-техническое образование, столько же – высшее и более 45% работников не идут в своем профессиональном совершенствовании дальше средней школы.
Виноват ли в этом казахстанский и, в частности, местный рынок труда? Нужны ли ему технически образованные работники? По словам Гульнур Садвокасовой, «ежегодно отделом занятости и социальных программ проводится мониторинг спроса на рабочую силу. В городе наблюдается большая потребность в специалистах промышленного профиля». «Казахалтыну» нужны проходчики, электромонтеры, машинисты; СГХК - слесари по ремонту промышленного оборудования, фрезеровщики, наладчики, машинисты; СПЗ - токари, фрезеровщики, электромонтеры, наладчики, станочники, электрогазосварщики, слесари; «Джету-7» - инженеры, электромеханики, машинисты кранов, мотористы, электрогазосварщики, слесари аварийно-восстановительных работ, электрослесари. Получается, специалисты со средним техническим образованием нужны. Но я так и не понял, насколько эта «большая потребность» удовлетворяется имеющимися в городе семью профессиональными учебными заведениями (назову их вам: Горнотехнический колледж, ПЛ-2, ПЛ-13, Социально-гуманитарный колледж, Казахский юридический колледж, Политехнический колледж, колледж «Максат»).
Отдельные примеры востребованности выпускников профессионально-технических учебных заведений прозвучали в докладе – правда, без многое бы сказавшей конкретизации (за исключением Горнотехнического колледжа, где, видимо, установлена четкая взаимосвязь между потребностями рынка труда и его обеспеченностью профессиональными кадрами). Иначе сказать, хотелось бы знать, насколько не вхолостую работают профессиональные школы, насколько велики шансы у выпускников лицеев и колледжей устроиться по специальности в нашем регионе. Думаю, не у одного меня такое любопытство имеется.
По информации Гульнур Садвокасовой, из 108 прошлогодних выпускников Профессионального лицея №2 трудоустроены по профессии практически 100%. На часть выпускников ПЛ №2 есть постоянный заказчик – Степногорский подшипниковый завод. Из 129 прошлогодних выпускников лицея №13 трудоустроились 90% (не ясно из доклада, все ли по специальности). У этого учебного заведения тоже есть свои социальные партнеры, в их числе и ТОО «Джет-7», энергетики которого повышают в лицее свою профессиональную квалификацию. Из 129 прошлогодних выпускников Горнотехнического колледжа г. Степногорска трудоустроены 76 (60%), 12 человек (9,3%) продолжили обучение в вузах, нуждается в трудоустройстве 21 человек (16,2%). В колледже налажено социальное партнерство с СГХК и «Казахалтыном».
К сожалению, в докладе не прозвучала статистика трудоустройства выпускников Социально-гуманитарного колледжа, колледжа «Максат» (его социальные партнеры – СГХК, ТОО «Семизбай-Ю», «Казахалтын»), Степногорского политехнического колледжа, Казахского юридического колледжа.
Информация о качестве подготовки молодых специалистов и, соответственно, об уровне преподавания в колледжах и лицеях Степногорска тоже прозвучала обобщенно: «Необходимо отметать, что в учреждениях профтехобразования работают квалифицированные инженерно-технические кадры». А между тем, представление о рейтинге того или иного учебного заведения помогло бы абитуриентам сделать более осознанный выбор, например, тогда, когда средние профессиональные учебные заведения предлагают одинаковые специальности (по мнению директора Степногорского политехнического колледжа Светланы Никифоровой, нет ничего плохого в том, что разные учебные заведения предлагают схожие специальности, - это лишь расширяет возможности выбора абитуриентов и создает конкурентную среду в образовательной сфере). Такие сведения были бы наиболее объективными, если бы их подготовила местная исполнительная власть при изучении мнений и оценок работодателей.
Подобный ориентир на запросы рынка труда, как явствует из выступления директора Горнотехнического колледжа Тамары Досановой, взят за основу подготовки специалистов в этом профессиональном учебном заведении: «Совершенствование системы мониторинга и прогнозирования ситуации на рынке труда мы выбрали для себя главным приоритетом. Постоянно превосходить ожидания потребителей услуг своими инновационными проектами и качественно их претворять в жизнь мы для себя определяем в качестве главных обязательств перед потребителями образовательных услуг колледжа».
В этой связи, на мой взгляд, полезно было руководителям лицеев и колледжей услышать голос работодателей с их оценками педагогических усилий.

Работодатели ждут компетентных работников
Об опыте сотрудничества с профессионально-техническими учебными заведениями Степногорска рассказал заместитель генерального директора ТОО «Джет-7» Вячеслав Ператинский: «Наша компания пришла в Степногорск в конце 2004 года, и уже на следующий год стало понятно, что у нас дефицит практически всех рабочих специальностей. Предприятием был заключен договор о сотрудничестве с ПЛ №13: за 4 года в этом лицее прошли курсовое обучение 530 человек (практически 70% работников компании) – аппаратчики химводоочистки ТЭЦ, машинисты-обходчики котлов, операторы котельной, машинисты паровых турбин, машинисты топливоподачи, слесари-ремонтники, стропальщики. В принципе, вопрос с работниками нижнего звена был для нас решен.
В прошлом году мы вплотную подошли к следующей проблеме: образовался дефицит работников среднего звена (средне-технического персонала). По инициативе генерального директора ТОО «Джет-7» при Горнотехническом колледже было открыто отделение по подготовке кадров по специальности «Теплоэнергетические, теплофикационные котельные установки тепловых электрических станций». Был заключен меморандум, и на сегодняшний день обучается 15 человек за счет нашего предприятия (мы отобрали лучших работников, с высоким разрядом, которые хотят обучаться). Теоретические и технические дисциплины преподают наши инженерно-технические работники. В прошлом году впервые на базе 9 классов были набраны будущие техники-энергетики. У нас есть свой центр повышения квалификации при Горнотехническом колледже – мы сделали там хороший ремонт. У энергетиков со следующего года начнутся спецдисциплины, и они будут учиться в этом центре».
Представитель ТОО «Джет-7», сказав о том, что 6 работников предприятия получили высшее образование за счет работодателя, высказал пожелание, «чтобы в городе был открыт филиал или вуз технической направленности, и тогда в Степногорске не было бы проблемы с инженерно-техническими работниками».
По словам помощника генерального директора Степногорского подшипникового завода Михаила Шейкина, в созданной предприятием системе непрерывного профессионального образования социальное партнерство с техническими лицеями имеет ключевое значение: «Мы пошли по пути создания системы сотрудничества с профессиональными образовательными учреждениями региона – такой системы, которая позволяла бы оптимизировать структуру подготовки молодых специалистов в соответствии с реальной и перспективной потребностью завода.
Наше социальное партнерство в сфере профессионального образования связано с Государственными учебно-производственными лицеями №2 и 13, в которых готовятся рабочие для подшипникового производства. Результатом социального партнерства с профессиональными образовательными учреждениями можно считать трудоустройство 31 выпускника лицеев на Степногорском подшипниковом заводе.
В 2008 году СПЗ заключил с ПЛ №2 меморандум о сотрудничестве, которым предусматривается содействие развитию учебного заведения – обновление материально-технической базы лицея с учетом современных требований, повышение квалификации педагогов. В соответствии с этим соглашением мы также ждем от лицея подготовки квалифицированных рабочих для подшипникового производства, прежде всего, токарей, наладчиков автоматических линий, станочников, электромонтеров по ремонту промышленного оборудования». На мой взгляд, очень важные слова были сказаны представителем СПЗ: предприятие ожидает от профессионально-технических учебных заведений квалифицированных специалистов. Правда, хотелось бы узнать, насколько эти ожидания оправдываются. Лестная оценка работодателя прозвучала пока лишь в адрес Политехнического колледжа Астаны и Карагандинского политехнического университета: «За 3 года работы двое молодых специалистов стали начальниками лаборатории, один – заместителем главного металлурга, один – заместителем начальника цеха и трое - начальниками участков». На мой взгляд, представителем работодателя был дан хороший ориентир для всех лицеев и колледжей Степногорска: «Компетентность и профессиональная подготовка становятся на нашем заводе основными критериями отбора молодых руководителей». И очень бы хотелось, чтобы степногорские выпускники технических и профессиональных учебных заведений не стали заложниками некачественного образования, про уровень которого я мало что для себя на сессии уяснил.

Не место красит специалиста
Свою оценку профессионально-техническому образованию в Степногорске дали и депутаты. По словам секретаря Степногорского городского маслихата Галии Копеевой, «все учебные заведения имеют учебные аудитории, актовые залы, библиотеки с учебной и технической литературой, имеют компьютерные классы и подключены к сети Интернет - созданы условия для получения профессионального образования». Но, на мой взгляд, это не та оценка, которая дает полное и объективное представление о состоянии дел в системе степногорского профессионально-технического образования. Ведь главный показатель в этом деле, повторюсь, - высокая квалификация специалистов (как учащихся, так и преподавателей) и востребованность выпускников лицеев и колледжей на рынке труда. Это так и осталось темным местом своеобразного педсовета руководителей профессиональных учебных заведений, депутатов и работодателей (недооценка значимости которых в образовательном процессе, на мой взгляд, проявилась даже в том, что на сессии было всего два представителя городских промышленных предприятий).
Правда, это не помешало депутатам поставить перед исполнительной властью и педагогами профессиональной школы актуальные задачи:
- отделу занятости и социальных программ провести комплексный мониторинг состояния рынка труда с выявлением перспектив потребностей предприятий и организаций города в специалистах со средним профессиональным образованием на ближайшие пять лет;
- руководителям организаций профессионального образования города совместно с отделом занятости и социальных программ продолжить работу по внедрению подготовки специалистов но новым специальностям, востребованным на рынке труда;
- руководителям организаций профессионального образования города вести более тесную работу с работодателями по полному трудоустройству выпускников учебных заведений.
Завершилась 41-ая сессия уточнением городского бюджета (его доходная часть 6 168 098 тыс. тенге уменьшилась на 2 млн 255 тыс. тенге за счет экономии трансфертов по конкурсу), изменением составов некоторых консультативно-совещательных комиссий при акимате, утверждением повестки очередной сессии гормаслихата (о ходе реализации основных показателей на ускоренное развитие города в 2011 году) и избранием ее председателя (на этом посту Калию Булатову сменит Наталья Лощинская).

Виктор МОЛОДОВСКИЙ
Просмотров: 1446 | Добавил: Admin | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar