Главная » 2023 » Июнь » 22 » ДЕНЬГИ – В ДЕЛО (Виктор МОЛОДОВСКИЙ)
12:36
ДЕНЬГИ – В ДЕЛО (Виктор МОЛОДОВСКИЙ)

За счет чего существенно вырос бюджет?

Начнем с того, что в прошлом году по­ступления в бюджет города составили 13 млрд 89 млн 492,5 тыс. тенге и сло­жились они из налогов, трансфертов, за­ймов.

Это существенный прирост по сравне­нию с 2021 годом (8 млрд 635 млн 875,4 тыс. тенге) - на 51,6%. Положительная динамика в существенном увеличении бюджета обусловлена значительным, на 2 млрд 768 млн 987,9 тыс. тенге, увели­чением трансфертов из республиканско­го и областного бюджетов. Объем транс­фертов, полученных городом в прошлом году, составил без малого 7 млрд тенге (4,2 млрд тенге в 2021 году).

На 19,6% выросли собственные дохо­ды бюджета города, а также увеличились займы на 835 млн 249 тысяч тенге.

План собственных доходов по всем видам налогов и платежей выполнен на 108,8%. В бюджет города поступило до­ходов в сумме 5 млрд 230 млн 457,8 тыс. тенге - с перевыполнением на 424 млн 356,9 тыс. тенге.

Темпы роста к уровню 2021 года со­ставили 119,6%. Перевыполнен план по поступлениям социального налога, по налогу на имущество юридических лиц, по акцизу на бензин и дизельное топли­во, чему способствовала модернизация производства ТОО «НД Астана Ойл».

Высокие темпы роста сложились и по поступлениям от продажи основного ка­питала: доходы от продажи имущества - 246,4% (поступило 35 млн 593,1 тыс. тенге), от приватизации жилища - 846,5% (20 млн 713,5 тыс. тенге).

В целях изыскания дополнительных поступлений в местный бюджет совмест­но с управлением госдоходов проведена работа по росту фонда оплаты труда, в результате увеличились дополнитель­ные поступления индивидуального подо­ходного налога и социального налога на 917 млн 201 тысячу тенге.

С учетом изыскания дополнительных резервов, связанных с имущественным доходом, вновь введенными в эксплуата­цию объектами, переоценкой имущества, администрированием непроизводствен­ных платежей, платой за эмиссию в окру­жающую среду, выявлением лиц, сдаю­щих квартиры в наем, выявлено допол­нительно 1 млрд 75 млн 30 тысяч тенге.

Не сбавлять темпы

Департаментом государственных до­ходов по Акмолинской области, согласно статистическим данным среднемесячной зарплаты за 2022 год, произведены рас­четы дополнительных резервов по увели­чению фонда оплаты труда на 2023 год, которые доведены городскому управле­нию госдоходов в объеме 316 млн 542 тысячи тенге.

В целом, за год предстоит собрать соб­ственных доходов в городской бюджет не ниже 7 млрд 180 млн 886 тысяч тенге, это выше уровня прошлого года на 1 млрд 950 млн 428,2 тыс. тенге, или 137,3%.

Без трансфертов - никак

Решением Степногорского городского маслихата утверждены бюджеты местно­го самоуправления (МСУ) с общим объ­емом поступлений 884 млн 416,9 тыс. тенге (в 2021 году - 445 млн 342 тысячи тенге), основная часть которых (826 млн 206,6 тыс. тенге) – трансферты. Посту­плений трансфертов по сравнению с 2021 годом стало в два раза больше.

При этом аким города признал, что бюджеты поселков и сел недостаточны для финансового обеспечения их потреб­ностей. Доля трансфертов от суммы по­ступлений в поселках и селах составляет в среднем 93,4%.

В связи с реализацией значительных инвестиционных проектов в сфере стро­ительства, жилищно-коммунального хо­зяйства, содержанием бюджетной сферы городу оказывается поддержка из респу­бликанского и областного бюджетов.

В прошлом году в город поступило трансфертов на 6 млрд 959 млн 875 тысяч тенге: целевые текущие - 2 млрд 344 млн 308,1 тыс. тенге, целевые транс­ферты на развитие - 1 млрд 670 млн 61,7 тыс. тенге, субвенции - 2 млрд 119 млн 90 тысяч тенге (переданы на содержание объектов образования в областной бюд­жет).

Трансферты, переданные нижестоя­щим бюджетам (органам местного само­управления), - 573 млн 828,6 тыс. тенге. Субвенции, переданные селам и посел­кам степногорского региона, - 252 млн 378 тысяч тенге (в 2021 году трансферты – 253 млн 207,7 тыс. тенге, субвенции – 150 млн 489 тысяч тенге).

Алпысбай Каиржанов отметил значи­тельный рост трансфертов в сравнении с 2021 годом: текущих – на 1 млрд 39 млн 711,3 тыс. тенге (179,7%), на разви­тие – на 1 млрд 76 млн 93,4 тыс. тенге (281,2%). Все они направленны на содер­жание, развитие, ремонт инженерной и социальной инфраструктуры степногор­ского региона.

На что потратили?

За счет целевых трансфертов на раз­витие и кредитных средств, получен­ных из областного бюджета, обеспечено строительство трех 45-квартирных жи­лых домов (позиции 1, 5, 6) с инженерной инфраструктурой к ним, а также строи­тельство сетей электроснабжения к объ­ектам индивидуального жилищного стро­ительства (ИЖС) в мкр. «Солнечный».

За счет средств Нацфонда продолже­на реконструкция автодороги по ул. Но­восибирской (377 млн 305 тысяч тенге) с софинансированием из областного бюд­жета (103 млн 283 тысячи тенге).

На завершение реконструкции автомо­бильной дороги по ул. Сары Арка с вы­ходом на ул. Целиноградскую получено из областного бюджета 45 млн 551,7 тыс. тенге.

В рамках бюджетных программ раз­вития моногородов из республиканского бюджета получено 363,2 млн тенге на на­чало реконструкции автомобильной до­роги по ул. Степной, от ул. Парковой до 20 микрорайона.

На средства областного бюджета:

- проведена привязка проектов повтор­ного применения (речь о строительстве трех объектов, включая скотомогильник в селе Кырык кудук);

- разработана проектно-сметная до­кументации (ПСД) на 3 проекта рекон­струкции систем водоснабжения (на­сосная станция 1, 2 подъема Селетин­ского водохранилища, системы канали­зации города, магистральная система водоснабжения ТВНСП от сопки-305 до города).

Начата разработка ПСД на строитель­ство сетей водоснабжения села Изобиль­ное, что в перспективе позволит заявить вышеперечисленные проекты для фи­нансирования из республиканского бюд­жета.

Для обеспечения бесперебойной ра­боты ТОО «Шантобе-энергокомплекс» и подготовку к отопительному сезону по­лучено 347 млн 239,6 тыс. тенге в виде трансфертов из областного бюджета.

По словам акима города, ежегод­но Степногорску оказывается весомая поддержка из областного бюджета для поддержания в порядке дорожной ин­фраструктуры региона и благоустрой­ства придомовых территорий.

Так, в прошлом году за счет полу­ченных средств проведен ремонт до­рог города, поселков Аксу, Заводской, Бестобе, Шантобе, сел Карабулак и Кырык кудык на 774,6 млн тенге, что в сумме вдвое больше, чем было в 2021 году.

В текущем году работа в данном направлении продолжается, сумма средств из области на ремонт дорог со­ставила 1 млрд 239 млн 530 тысяч тен­ге.

На благоустройство четырех дво­ровых территорий в городе получено 363 млн 92,3 тыс. тенге, на благоустрой­ство п. Заводского - 46 млн 206 тысяч тенге. С учетом средств городского бюджета отремонтировано 10 придомо­вых территорий.

В 2023 году получено 452,4 млн тенге для благоустройства городских дворов (микрорайон Пригородный, 5-25, 27, 28, 2-21, 24 и др.), для поселков Бестобе, Шантобе, сел Байконыс, Кырык кудук - 90 млн тенге.

За счет трансфертов из областного бюджета проведен ремонт объектов во­доснабжения и водоотведения города и поселков (канализационной очистной станции, зданий НС 1, 2 подъема, стан­ции очистки в Бестобе, колодцев питье­вого водопровода в Новокронштадтке), заменены изоляторы главной понизи­тельной станции, сделан ремонт двух линий 6 кВт в Бестобе, от НС первого подъема р. Селеты до станции водо­очистки. Объем работ выполнен на 114 млн 679,2 тыс. тенге.

Как распорядились возможностями городского бюджета?

Алпысбай Каиржанов рассказал де­путатам, как местная исполнительная власть распорядилась доходами город­ского бюджета.

Деньги (72 млн 847,7 тыс. тенге) за­трачены на санитарную очистку города (тротуаров, газонов, ливневой канали­зации), ликвидацию стихийных свалок, полномасштабную профилактическую дезинсекционную обработку водоемов и растительности на территории города и поселков.

На освещение улиц и обслуживание линий освещений города потрачено 140 млн 62,5 тыс. тенге.

Содержание мест захоронений и за­хоронение безродных обошлось город­ской казне в 4 млн 391 тысячу тенге.

884 млн 529,4 тыс. тенге ушло на благоустройство и озеленение населен­ных пунктов, стрижку живой изгороди, покос газонов, кронирование деревьев, обслуживание фонтанов, посадку де­ревьев, изготовление и установку урн, лавок, благоустройство придомовых территорий.

Городским бюджетом профинансиро­ваны (29 млн 132,1 тыс. тенге) ремонт сетей водоснабжения в Кырык кудыке, монтаж противопожарного водопровода к полигону ТБО города.

В соответствии с поручением аки­ма области в целях обеспечения каче­ственной тепловой энергией, а также уменьшения рисков аварийных ситу­аций на участках тепловых сетей при­обретена блочно-модульная котельная для поселка Бестобе (174 млн тенге).

304 млн 559,6 тыс. тенге направлено на зимне-летнее содержание автомо­бильных дорог города, поселков и сел, текущий ямочный ремонт улично-до­рожной сети и внутриквартальных до­рог.

- В целом на сферу ЖКХ, строи­тельство и градостроительство из всех уровней бюджетов направлено 4 млрд 950 млн 781 тысяча тенге, что больше к уровню 2021 года на 2 млрд 423 млн 531,5 тыс. тенге (204%), - подытожил эту часть своего отчета Алпысбай Каир­жанов.

Бюджетные расходы

Расходная часть бюджета города, по­селков и сел степногорского региона в прошлом году была исполнена на 99,4% (затратили 12 млрд 305 млн 218,7 тыс. тенге). Сумма неосвоения составила 71 млн 259 тысяч тенге (это средства Нацфонда РК, которые не подлежали кор­ректировке). В целом рост расходов го­родского бюджета в сравнении с уровнем 2021 года составил 3 млрд 349 млн 410,9 тыс. тенге (137,4%).

С уклоном на социальную сферу

Алпысбай Каиржанов отметил положи­тельную динамику расходов в социальной сфере города. На финансирование меро­приятий социального направления было выделено 726 млн 493,6 тыс. тенге - с ростом к уровню 2021 года на 21,7% (на 129 млн 354,8 тыс. тенге).

В рамках различных государственных программ оказана социальная помощь и поддержка 5,8 тыс. человек (в 2021 году - 4,4 тыс.).

Государственную адресную социаль­ную помощь получили 1977 человек в сумме 66 млн 540,9 тыс. тенге - с ростом к уровню 2021 года на 13,3 млн.

Жилищную помощь получили 135 се­мей, на что из бюджета было выделено 5 млн тенге.

По решениям местных представитель­ных органов была оказана социальную помощь (94 млн 121,9 тыс. тенге) отдель­ным категориям граждан (3184 нуждаю­щимся).

Различными видами занятости было охвачено 339 человек. На эти цели на­правлено 130,1 млн тенге, что больше, чем в 2021 году, на 40 млн тенге.

Услугами «Инватакси» постоянно поль­зовались 64 человека с инвалидностью, на что из бюджета было выделено 6,2 млн тенге.

В городе функционирует центр соци­альной адаптации для жертв бытового на­силия, на финансирование которого было направлено 22,7 млн тенге (в 2021 году - 20 млн тенге). Была оказана поддержка 28 семьям. А это 93 человека, включая 65 детей, которые получили психологиче­скую помощь, возможность проживания, питания и другие социальные услуги.

Центром оказания специальных со­циальных услуг в пятом микрорайоне об­служивается 56 детей-инвалидов. Общий объем финансирования центра составлял в прошлом году 40,6 млн тенге (в 2021 году - 30 млн тенге).

Центр по оказанию специальных со­циальных услуг лицам с инвалидностью старше 18 лет с психоневрологически­ми заболеваниями опекал 31 семью. На функционирование центра было выделе­но 21,8 млн тенге (в 2021 году - 15,4 млн тенге).

В 2022 году открыт центр реабилитации лиц, нуждающихся в специальных соци­альных услугах. Ими воспользовались 17 человек с круглосуточным пребыванием в центре, 16 - с ночным пребыванием. Объ­ем финансирования составил 5 млн тенге. Кроме того, на ремонт помещений центра выделено из городского бюджета 2,8 млн тенге. В 2023 году на эти цели выделено 24,3 млн тенге.

Получены целевые трансферты (195 млн 958 тысяч тенге) на повышение зарплаты работников государственных организаций надомного обслуживания, временного пребывания, центров заня­тости населения, отдельных категорий гражданских служащих, работников орга­низаций, содержащихся за счет средств госбюджета, работников казенных пред­приятий. Повышение коснулось 445 ра­ботников бюджетной сферы.

Увеличены затраты

на культуру и спорт

Темпы роста затрат на сферу культуры, спорта и информационное пространство составили 133,6%. В прошлом году на со­держание и развитие объектов этой сферы было затрачено 756 млн 529,7 тыс. тенге, что на 180 млн 389,3 тыс. тенге больше, чем в 2021 году. Из этих средств финанси­ровались централизованная библиотечная система, центр обучения государственному языку, 7 домов культуры и сельских клубов. На укрепление материально-технической базы объектов культуры и спорта из город­ского бюджета было направлено 118 млн тенге, в том числе 48,4 млн тенге на приоб­ретение оборудования.

На текущий ремонт объектов культуры и спорта выделили 69,6 млн тенге (были от­ремонтированы центр спортивного досуга при ДДТ, городская библиотека, окна клу­ба в поселке Заводском). За счет средств областного бюджета (51,1 млн тенге) от­ремонтированы зрительный зал и система отопления ДК «Рауан» в Бестобе.

В сентябре был открыт досуговый центр для людей с особыми возможностя­ми, оснащенный современным спортив­ным оборудованием, которое приобрете­но за счет областных трансфертов (5 млн тенге). На ремонт из городского бюджета направлено 13,1 млн тенге.

Построены спортивные площадки в по­селке Заводском (46 млн тенге из област­ного бюджета) и в селе Карабулак (10 млн тенге из городского бюджета), установле­на детская площадка в поселке Бестобе (7,4 млн тенге из городского бюджета).

При поддержке АО «Алтыналмас» (19 млн тенге) установлена многофункциональ­ная спортивная площадка в поселке Аксу.

За счет средств городского бюджета разработана ПСД на строительство от­крытого стадиона и физкультурно-оздоро­вительного комплекса в Бестобе, что обе­спечило выделение средств из област­ного бюджета (300 млн тенге) на начало реализации проектов в 2023 году.

- В целом администраторами бюджет­ных программ средства освоены в соот­ветствии с законодательством согласно индивидуальным планам финансирова­ния, - сказал в завершение своего отче­та Алпысбай Каиржанов. - Не допущено случаев просрочки в выплате заработной платы и социальных обязательств госу­дарства.

На что указала ревизионная комиссия?

Заключение к отчету акима города сде­лал член Ревизионной комиссии по Акмо­линской области Асхат Каркенов. Выде­лим из этого отчета лишь ту его часть, где указывается на минусы в работе местной исполнительной власти и даются реко­мендации об эффективном использова­нии финансовых средств.

Было отмечено, что по итогам 2022 года в степногорском регионе в целом наблюдается рост социально-экономиче­ских показателей и исполнения прогноз­ных данных. Объем промышленной про­дукции в 2022 году составил 413,6 млрд тенге (в 2021 году – 192 млрд 799 млн тенге). Доля Степногорска в промышлен­ном производстве Акмолинской области составляет 27,9 %.

Вместе с тем, Асхат Каркенов перечислил показатели, которые не были исполнены:

- ввод в действие жилья за счет всех ис­точников финансирования (при плане 10,9 тыс. кв. м факт составил 3,3 тыс. кв. м);

- объем строительных работ - 12,8 млрд тенге, индекс физического объема (ИФО) – 50,4%;

- розничный товарооборот составил 29,9 млрд тенге, ИФО – 98,7%;

- инвестиции в основной капитал – 28,163 млрд тенге, ИФО - 39%.

Перевыполнение прогнозных показате­лей по отдельным КБК (коды бюджетной классификации. – В.М.) обеспечено за счет ненадлежащего подхода к формиро­ванию и уточнению бюджета, занижения плановых назначений, ненадлежащего мониторинга за налогооблагаемой базой и поступлениями в течение года.

Поступления за 2022 год по городу Степногорску составили 13 млрд 89 млн 492,5 тыс. тенге, в том числе по доходам – 12 млрд 190 млн 332,8 тыс. тенге.

Так, удельный вес собственных до­ходов региона (налоговые, неналоговые поступления, поступление от продажи ос­новного капитала, поступления от прода­жи финансовых активов) составил 39,9% от всех поступлений.

Недоимка на 1 января 2023 года по по­ступлениям в городской бюджет состави­ла 67 млн 448,2 тыс. тенге - по сравнению с аналогичным периодом 2021 года уве­личилась на 31 млн 109,4 тыс. тенге, или на 185,6%. Наибольшие суммы недоимки числятся по трем кодам поступлений: на­лог на транспортные средства с физиче­ских лиц - 9 млн 514,8 тыс. тенге; соци­альный налог - 42 млн 392,1 тыс. тенге; налог на имущество физических лиц - 4 млн 277,1 тыс. тенге. Как сказал ревизор, данный факт свидетельствует о необе­спечении налоговыми органами полного и своевременного поступления налогов в бюджет и требует принятия дополнитель­ных мер по улучшению налогового адми­нистрирования с целью недопущения ро­ста недоимки и полной ее ликвидации.

Несмотря на неоднократные уточнения и корректировки параметров городского бюджета, при его исполнении не выпол­нены отдельные показатели, так как по затратам не обеспечено полное освоение бюджетных средств на сумму 71 млн 259 тысяч тенге.

За отчетный период дебиторская за­долженность администраторов бюджет­ных программ составила 484 млн 889 ты­сяч тенге. По сравнению с началом года сумма дебиторской задолженности уве­личилась на 193 млн 308,3 тыс. тенге, что оценено ревкомиссией как отрицательная динамика.

Сумма кредиторской задолженности администраторов бюджетных программ составила 11 млн 899,5 тыс. тенге. По сравнению с началом года она уменьши­лась на 143 млн 843,7 тыс. тенге (в 2021 году – 155 млн 743,2 тыс. тенге).

Также у администраторов бюджетных программ имеется практика искусствен­ного освоения бюджетных средств с пере­числением на Эскроу-счета поставщика. Так, в 2022 году отделом жилищно-ком­мунального хозяйства, пассажирского транспорта, автомобильных дорог и жи­лищной инспекции города Степногорска на Эскроу-счет было перечислено 258 млн 814 тысяч тенге, что противоречит бюджетному законодательству Республи­ки Казахстан.

Государственными органами не обе­спечено в полном объеме качество ре­ализации Плана развития Акмолинской области. Так, по городу Степногорску в 2022 году не достигнуто 6 целевых инди­каторов:

- общая площадь введенных в эксплуа­тацию жилых зданий (план - 10,9 тыс. кв. метров, факт - 3,3 тыс. кв. метров);

- увеличение доли частного сектора в составе предприятий, участвующих в ор­ганизации субсидируемых рабочих мест (план - 58%, факт - 50%);

- материнская смертность (количество случаев на 100 тысяч родившихся живы­ми: план - 0 ед., факт - 108,46 ед.);

- численность населения, охваченного услугами передвижных медицинских ком­плексов (план - 385 чел., факт – 0);

- производство яблок (план - 0,183 тыс. тонн, факт - 0,062 тыс. тонн);

- доля автодорог местного значения в нормативном состоянии (план - 100%, факт - 74%).

ТОО «Степногорская ТЭЦ» имеет 65% износа. Протяженность тепловых сетей по городу - 247,5 км, износ составляет 82%.

Ревизионная комиссия приходит к вы­воду: «Необходимо принять меры по уве­личению доходов предприятия от реали­заций произведенной продукции в целях улучшения его финансового положения. Увеличение доходов от реализации про­изведенной продукции напрямую зависит от утвержденных тарифов».

Местному исполнительному органу рекомендовано усилить контроль за де­ятельностью предприятий путем сокра­щения рисков возникновения негативных финансовых последствий от возможных злоупотреблений, административных ошибок и неэффективного использования государственных активов.

Ревизионная комиссия по Акмолинской области, отмечая недостатки при испол­нении городского бюджета и его реализа­ции администраторами бюджетных про­грамм, полагает возможным отчет местно­го исполнительного органа об исполнении бюджета города Степногорска за 2022 год утвердить. Что и сделали депутаты Степ­ногорского городского маслихата.

Рескомиссия дала свои рекомендации.

Акимату города Степногорска:

- обеспечить достижение в 2023 году социально-экономических показателей по вводу в действие жилых домов путем за­вершения строительства трех 45-квартир­ных жилых домов (позиции 1, 5, 6);

- проводить мониторинг за освоением бюджетных средств, в том числе за счет трансфертов из республиканского бюджета;

- рассмотреть ответственность руководи­телей государственных учреждений за до­пущенные нарушения бюджетного и иного законодательства Республики Казахстан при исполнении бюджета в 2022 году.

Акимам сел, поселков, сельских окру­гов степногорского региона:

- проводить ежемесячный бюджетный мониторинг доходов на предмет их по­ступлений, при поступлении незаплани­рованных доходов проводить своевре­менную корректировку плановых показа­телей.

Руководителям отдела жилищно- коммунального хозяйства, отдела строительства, архитектуры и градо­строительства города рекомендовано обеспечить погашение дебиторской задолженности за 2022 год в сумме 478 млн 527,6 тыс. тенге.

Просмотров: 112 | Добавил: Admin | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar