Главная » 2013 » Сентябрь » 14 » Чтобы не остаться у разбитого корыта (Виктор МОЛОДОВСКИЙ)
14:48
Чтобы не остаться у разбитого корыта (Виктор МОЛОДОВСКИЙ)
<div><div><b><font size="2" style="font-size: 10pt;">Я очень хорошо понимаю тех читателей, которые спешат перелистнуть страницы, посвященные ремонту дорог. С виду город преображается, становится краше на фоне того, что было год назад. Чего же еще надо? А им, журналистам, все неймется. Вот и опять – о дорогах. Ну сколько можно?!</font></b></div><div><span style="font-weight: bold;"><font size="2">Да, опять о дорогах. Потому что не надо быть провидцем, чтобы понимать: такой шанс отремонтировать дороги, какой нам предоставлен государством, дается один раз на десятилетия, и не воспользоваться этим шансом сполна – значит в обозримом будущем вновь оказаться у разбитого корыта (в прямом и переносном смысле).</font></span></div><div><font size="2">Схожее с нашим понимание и у акима области Космана Айтмухаметова: «Благодаря программе развития моногородов Степногорск получает деньги на ремонт дорог, которые должны соответствовать нормам и прослужить людям хотя бы 6 - 7 лет». Но, как показывает практика эксплуатации отремонтированной в прошлом году улицы Мира, последствия плохо сделанной работы не заставят себя ждать.</font></div><div><font size="2">Теперь уже и улица Ленина, строительство которой ведется с отставанием на месяц, вызывает небезосновательную тревогу у главы области: как сообщает пресс-служба акима Степногорска, Косман Айтмухаметов выразил сомнения в качестве и соблюдении технологии укладки черного щебня, в связи с чем поручил акиму города пригласить специалистов и лабораторным путем проверить параметры укладываемых фракций. Вслед за своим шефом и Муратбек Такамбаев публично заявил о собственных опасениях: «А по улице Ленина я вообще боюсь повтора прошлого года. По данному подрядчику (ТОО «Арка К». – В.М.) у нас большие проблемы. Должен быть контроль, в том числе по линии партии «Нур Отан» (выходит, самому себе дает поручение Муратбек Такамбаев – председатель степногорского филиала НДП «Нур Отан». – В.М.)».</font></div><div><font size="2">Партия живо откликнулась на призыв: в минувший вторник партийцы - секретарь гормаслихата Галия Копеева, председатель парткомиссии Эльмира Салыкова, первый заместитель степногорского филиала НДП «Нур Отан» Хаджимурат Шакенов - в который раз прошлись по ремонтируемой улице Ленина. И в очередной раз стали свидетелями нарушений технологии и некачественного ремонта дороги. Урок не впрок?</font></div><div><font size="2">Вызванный для участия в партосмотре мастер ТОО «Арка К» не согласился с критикой в адрес столичной дорожно-строительной компании, предложив всем оценить ремонтные работы по их завершении, и как-то незаметно для «нуротановцев» исчез в самом начале пути. А вот взявший на себя роль «гида» стройки Виктор Иванович Спицын, пенсионер, профессиональный строитель с многолетним стажем, убежден: «Улица Ленина - объект уникальный: ни одна работа здесь не сделана по проекту – либо с отступлением, либо сплошной брак». Может быть, эксперт-общественник преувеличивает?</font></div><div><font size="2">Не надо быть большим специалистом в области дорожного строительства, чтобы эти отступления от проекта увидеть. Самое впечатляющее из них – дыра глубиной в 48 сантиметров на одном из участков улицы Ленина, где уже уложен черный щебень. Виктор Иванович поясняет: этот провал свидетельствует о том, что нарушалась технология уплотнения основания, грунт где-то песком засыпан, где-то дресвой – усадка разная, тем более, была дождливая погода две недели, - надо было делать уплотнения грунта по траншее через каждые 30 см - послойно, а здесь катком прошлись только раз. И так на многих участках ремонтируемой дороги.</font></div><div><font size="2">И не только дороги. Тротуар вдоль улицы Ленина тоже прослужит нам, по мнению Спицына, не более 3 – 5 лет, так как уплотнение основания либо не велось, либо делалось только один раз, непосредственно перед укладкой брусчатки. Сама она пористая, как и новый бордюрный камень, хорошо впитывает влагу и прослужит недолго, считает эксперт-общественник, подтверждая свои рассуждения примерами разрушенного аналогичного бордюра на отдельных участках улицы Мира. Там же он наглядно показал, как заваливается бордюр, когда нарушается технология его укладки, – плитка кладется на насыпной неуплотненный грунт. Кроме того, делаются так называемые «нашлепки» на месте стыка бордюров вместо сплошного бетонного монолита - «замка». Все это не прочная опора для бордюра. Тем более непрочная, что вместо предусмотренного проектом фракционного щебня используется, в соответствии с подписанным протоколом, естественный (марка 400), который, как написано в протоколе, «при замачивании теряет в массе 22,6% своего веса».</font></div><div><font size="2">Виктор Иванович не понимает, из каких соображений заменили фракционный щебень, который выдерживает от 650 кг и выше, на естественный, который вымывается на четверть. «Если из инженерных, - рассуждает Спицын, - то нужно срочно тех, кто подписал этот протокол, направить на аттестационную комиссию, чтобы там проверили, соответствуют ли они занимаемым должностям или нет». Начальник отдела ЖКХ Сагындык Шабаров незамедлительно отреагировал на это предложение общественника, сказав, что аттестацию прошел.</font></div><div><font size="2">За примерами того, что бордюр укладывается с нарушениями, далеко ходить не надо – в нескольких местах можно видеть щели между бордюрным камнем и основанием – там вообще бетона нет. Для большей наглядности Виктор Иванович просовывает в эти щели руку. А потом предлагает посмотреть на бордюрную линию справа, по направлению от перекрестка до стадиона, - она неровная, волнообразная. Мастер ТОО «Арка К» предлагает не верить глазам своим и посмотреть на бордюр позже, когда будет уложен асфальт. Посмотрим.</font></div><div><font size="2">А пока вновь переключаемся на дорогу. Невооруженным глазом видно, что основание под черный щебень укладывается в нарушение нормы – толщина уплотненного слоя где-то 20 см, где-то равняется нулю, а должна быть по проекту 13 см. Это значит, поясняет Спицын, не будут обеспечены обязательные 25 см асфальтобетона, и такое дорожное покрытие тоже прослужит значительно меньше нормы. Ливнеприемники на иных участках дороги отступают от бордюра до 1 м 80 см - они попросту зря сооружены, так как вода в них при двускатном уклоне попадать не будет. Итог этой непродолжительной прогулки по всему ремонтируемому участку улицы Ленина неутешителен: по мнению Виктора Спицына, здесь сплошь нарушения либо отступления от проекта.</font></div><div><font size="2">Не согласные с бывшим дорожником строители говорят, что с советских времен, когда Спицын занимался ремонтом дорог, все изменилось – теперь используются другие технологии. Те, что применяются на улице Ленина, Виктор Иванович называет технологиями «тяп-ляп» и в подтверждение того, что технологии за десятилетия нисколько не изменились, ведет нас к новому строящемуся участку Лунного проспекта за 4 микрорайоном: там те же, советские, технологии, но, в отличие от сделанного на улице Ленина, с обеспечением всех норм – и при укладке дорожного покрытия, и при установке бордюров. Что касается технологий дорожного строительства, они, и правда, могут быть другими – я видел, как делаются дороги в Европе, но до тех, западных, технологий нам ох как еще далеко. В любом случае, нельзя не согласиться с Виктором Ивановичем Синицыным: должны быть отменены протоколы и технические решения, если они ухудшают эксплуатационные свойства объекта. О том, что такие протоколы есть, эксперту-общественнику сказали те, к кому он обращался с жалобами на подрядчика, но только и в отделе строительства, и в отделе жилищно-коммунального хозяйства этими протоколами оправдывают те или иные действия. А от Спицына попросту отмахиваются, его выставляют за дверь, с ним не хотят говорить. Свидетелем такого отношения к профессионалу в области дорожного строительства стали и члены поста партийного контроля. Неназвавшийся мастер участка ТОО «Арка К» предложил Спицыну устраивать свои «шоу» во Дворце культуры, а раздраженный претензиями Виктора Ивановича начальник отдела ЖКХ Сагындык Шабаров в самую сильную минуту раздражения предложил эксперту-общественнику замолчать или работать вместо него и ушел от непрошеного советчика подальше, не желая больше с ним разговаривать. Не нашел понимания Спицын и у заместителя акима Ануара Кумпекеева, который на вопрос Виктора Ивановича, почему при строительстве тротуаров применяется дресва, а не фракционный щебень – как по проекту, ответил формально: есть соответствующий протокол, все оформлено как надо, вопрос снимается. А в ответ на претензию Спицына к качеству брусчатки заместитель акима сослался на наличие сертификата. Пробиться к акиму города Виктор Иванович не смог – там круговая оборона. Впрочем, мы и по себе знаем, какая это трудновыполнимая задача. Меду тем, председатель партийной комиссии Эльмира Салыкова справедливо заметила: партийный контроль – это, в общем-то, общественный надзор, и привлечение к нему представителей общественности, тем более, специалистов в области дорожного строительства, – нормальная практика. Из Спицына иные наши «специалисты» делают чуть ли не врага, а должны бы, не имея собственного достаточного опыта, видеть в нем своего помощника, ведь цель у эксперта-общественника, как ни крути, благородная, вполне совпадающая с целью заказчика (или у последнего иные цели?) – получить новую дорогу в наилучшем виде. Но я во время всего нашего пути по улице Ленина с партийцами и начальником отдела ЖКХ не мог избавиться от ощущения, что Спицына в лучшем случае просто терпят, а в худшем – воспринимают как человека лишнего или даже, мягко сказать, странного. Он, и правда, в понимании многих человек странный – потому что неравнодушный, потому что хочет видеть свой город красивым, потому что искренне готов поделиться своими знаниями с другими, потому что, несмотря на то, что перед ним закрываются двери чиновничьих кабинетов, не отчаивается и идет дальше. Странный, в общем. Для нас ведь привычнее другой тип человека – живущего по принципу «моя хата с краю, я ничего не знаю», всегда и все одобряющего, восторгающегося нашими достижениями и заискивающего перед властью. Только вот «благими» намерениями, как известно, плохие дороги мостятся.</font></div><div><font size="2">Сознание иных наших госчиновников, как известно, более железобетонно, чем новое дорожное покрытие. Мы в недавнем прошлом (корреспонденция Максима Балуева «Доверяй, но проверяй») уже писали о претензиях Виктора Ивановича Спицына к дорожникам и его призывах к заказчику быть более бдительным – как показало время, писали как будто в пустоту.</font></div><div><font size="2">Этой своей публикацией мы снова обращаемся к власть предержащим, в частности, к акиму города и его заместителю, к начальникам отдела строительства и отдела ЖКХ: нарушения при капитальном ремонте улицы Ленина, на взгляд нашего эксперта-общественника и по мнению членов партийного контроля, продолжаются. Виктор Иванович Спицын, а вместе с ним и редакция газеты «Престиж» просит Муратбека Такамбаева, Ануара Кумпекеева, Азамата Жанболата, Сагындыка Шабарова ответить на следующие вопросы.</font></div><div><font size="2">Просим дать официальные ответы на эти вопросы для публикации в ближайшем номере газеты «Престиж». В противном случае оставляем за собой право обращения в вышестоящие инстанции. Можно, конечно, и отмолчаться, как это частенько у нас бывает. Но, если поднятые в публикации проблемы не будут решены, не останемся ли мы все в конечном итоге у разбитого корыта? </font></div><div><font size="2">1. Какие меры приняты к подрядчику, ведущему капитальный ремонт улицы Ленина, и что исправлено из наших замечаний по качеству работ от 25 июля 2013 года (газета «Престиж», №30)?</font></div><div><font size="2">2. Почему повторяются методы некачественной работы по установке бордюров и поребриков (опять насыпной неуплотненный грунт, игнорирование выполнения предусмотренного проектом бетонного «замка», укладка бетона без уплотнения)?</font></div><div><font size="2">3. Кем и когда подписан акт на скрытые работы по основанию под черный щебень (толщина уплотненного слоя колеблется от 20 см до нуля мм при проектной мощности 13 см)?</font></div><div><font size="2">4. По проектным «карманам», расположенным над ливневой канализацией, уже уложен черный щебень, хотя грунт по траншее не уплотнен (должно быть послойное уплотнение). А если это сделано, представьте акты на уплотнение, подписанные в установленном порядке. Скорее всего, покрытие провалится, что уже видно.</font></div><div><font size="2">5. Как проектом решен вопрос устройства дорожной одежды у перекрестка (пересечение с улицей Мира)? Существующее асфальтовое покрытие не тронуто, а это не дает возможности устройства покрытия асфальтобетоном высотой 25 см (13 см – черный щебень, 7 см – крупнозернистый и 5 см – мелкозернистый), что предусмотрено проектом реконструкции дороги.</font></div><div><font size="2">6. Черный щебень, уложенный по улице Ленина в пределах 3 и 4 микрорайонов, имеет отклонения по высоте, что не даст возможности выдержать толщину верхних слоев покрытия.</font></div><div><font size="2">7. Ливневые колодцы со стороны 3 микрорайона частично установлены не по проекту, а на расстоянии 1,5 – 1,8 м от бордюра, что исключит работу ливнеприемников, если они так и будут установлены. Эта работа подлежит переделке, хотя уже уложен черный щебень. Технадзор, ау! Где вы?</font></div><div><font size="2">8. Какое видение заказчика по засыпке траншеи ливневой канализации по ул. Ленина (проектный песок? грунт? строительные отходы? бытовой мусор? в зависимости от фантазии подрядчика?)?</font></div><div><font size="2"><br></font></div><div style="text-align: right;"><b><font size="2">Виктор МОЛОДОВСКИЙ</font></b></div><div style="text-align: right;"><font size="2"> </font></div></div>
Просмотров: 570 | Добавил: Admin | Рейтинг: 5.0/3
Всего комментариев: 0
avatar