Главная » 2023 » Июнь » 22 » «Частица моей скромно прожитой жизни…»
10:54
«Частица моей скромно прожитой жизни…»

Для Татьяны Андреевны Боцман, в девичестве Рыбалко, потеря отца даже спустя годы остается невосполнимой утратой, которую время, увы, не лечит. Андрей Павлович Рыбалко - отличник народного просвещения Каз. ССР, ветеран Великой Отечественной войны, председатель совета ветеранов 6 микрорайона. Но для своей супруги Зинаиды Пантелеевны, троих детей и внуков этот уважаемый человек был просто любимым мужем, отцом, дедушкой. И память о нем всегда будет жить в их сердцах.

 

Нежданная война

 

На страницах истории нашей страны неизгладимый и яркий след оставил Андрей Павлович Рыбалко - человек-маяк, даривший знания своим ученикам и освещавший путь молодым коллегам своим педагогическим мастерством. Огромный вклад внес Андрей Павлович в патриотическое воспитание молодежи. Но обо всем по порядку.

Родные рассказывают, что родился Андрей Павлович 14 декабря 1927 года в селе Ржещиво Ерейментауского района. Окончил 7 классов, а в 1944 году был призван в ряды Советской армии семнадцатилетним мальчишкой.

Андрей Павлович оставил после себя мемуары, где подробно описал все изгибы и изломы своей фронтовой судьбы. Из воспоминаний Андрея Павловича Рыбалко, сохранившихся у дочери Татьяны Андреевны:

«Сегодня играют на земле наши дети, внуки, правнуки, знающие о войне только из рассказов ветеранов, из книг и кинофильмов. А сколько на земле нашей людей, обиженных войной! Сколько матерей, чьи глаза выцвели от слез. И отцов, отдавших сыновей и не дождавшихся их возращения домой. Сколько женщин, которые в годы войны остались вдовами с малыми детьми на руках, с какими трудностями им пришлось столкнуться в дальнейшем. Сколько юношей и девушек так и не сумели создать семьи, оставшись навеки на полях брани. Миллионы поломанных судеб…

Пройдут годы, десятилетия, уйдут в мир иной ветераны Великой Отечественной, но перед памятью человеческой, перед памятью сердца время бессильно. Мы ничего не можем, не смеем забыть.

…Шел 1941 год, июнь, 22 число. Стояла прекрасная солнечная погода. Мы детьми резвились на зеленой травке, радовались спокойной беззаботной жизни и летним школьным каникулам. О том, что в эту ночь, в 4 часа, фашистская Германия напала на нашу страну, мы не знали. В сельской глубинке в те годы не было ни радио, ни телефонной связи, а тем более телевидения. Связь с райцентром поддерживалась только с помощью гужевого транспорта – лошади.

И вот 24 июня из районного центра прибыл представитель, который на общем собрании села сообщил, что фашистская Германия, нарушив договор о ненападении и дружбе, внезапно напала на СССР. Мужчины сразу поняли, что будет призыв на фронт. У женщин из глаз текли слезы.

Мы, дети, не понимали тогда, чем обернется для нас и нашей страны эта война. И только тогда, когда, оставшись без сильных мужских рук, вся тяжесть взрослой работы на селе легла на наши детские плечи, мы быстро все осознали и возмужали. Детство закончилось. Улетучилась былая детская непосредственность. Мы работали наравне со взрослыми. Тяжелейшее было время. На фронт из нашего села было призвано 80 человек, не вернулись 44 человека, погибли. А вернувшиеся почти все были искалеченными.

В колхозе была одна автомашина-полуторка, и ту мобилизовали на фронт. Вместе с лошадьми, тракторами. А ведь страна нуждалась в продовольствии. Приходилось пахать землю под посевы даже на коровах. А с каждой коровы еще требовалось сдать на фронт по 10 кг топленого масла.

Требовалось сдавать сотни яиц, овечьи шкуры, шерсть, КРС. Все собранное зерно до последнего сдавалось государству под лозунгом «Все для фронта, все для победы». А что оставалось детям? Надежда была только на свой огород. Особенно трудно было с осени 1942 года и до конца войны. Дети, начиная с 4 класса, работали на полях, пасли телят, свиней, занимались прополкой, сбором колосков во время хлебоуборки. В школу шли не 1 сентября, а 1 октября, после уборки урожая.

Женщинам, работавшим в поле, давали по 300 гр. хлеба, но они его не ели (питались похлебкой), а вечером, возвращаясь домой, приносили паек своим детям, которые с нетерпением ждали маму с кусочком хлеба. Но, как бы ни было трудно, люди работали. Не хныкали, а трудились во имя Победы над фашизмом. Все понимали, что на фронте их сыновьям и мужьям намного труднее. И молили Бога, чтобы родные вернулись живыми домой. Это не красивые слова, я это видел сам, хорошо помню и не забуду до конца своих дней».

 

Военная юность

 

Из мемуаров А.П. Рыбалко:

«Я часто вспоминаю детские военные годы и до сих пор удивляюсь, где мы черпали силы, чтобы выполнять тяжелую мужскую работу?! Вот только один пример. В переоборудованную под зерносклад школу колхозной молодежи мы, подростки, привозили зерно и засыпали вручную в этот склад, поднимаясь по узкому деревянному трапу до потолка второго этажа с мешками по 70 кг на плечах. Да еще при скудном питании! Весь труд был ручным. Хлеб убирали руками. Копны собирались в брички, свозили на площадку, складывали в скирды, а затем обмолачивали молотилками.

А чем лечились? Докторов не хватало, все ушли на фронт. А лекарствами для нас были травы и ягоды в лесу. Но главное, что нас приводило в чувство, – вера в Победу.

Шел 1944 год. После окончания 7 класса нас 16-, 17-летних ребят в июне вызвали на 2-месячные сборы для подготовки к призыву в армию. В сентябре 1044 года я учился в восьмом классе Тургайской средней школы. К нам из райвоенкомата приехал офицер. Построили всех учеников 1927 года рождения и сказали, что для полного разгрома врага армия нуждается в подмоге. «Кто желает идти в армию, сделайте 3 шага вперед!» Конечно, я и мои товарищи сделали 3 шага вперед. По-другому и быть не могло. Страна в нас нуждалась. Когда пришла повестка, мне было 16 лет и 9 месяцев...»

Из Акмолинска Андрея Павловича отправили в Свердловскую область, там был сформирован 31-й пулеметный батальон флота:

«После месячной подготовки нас отправили на Западный фронт, но до фронта мы не доехали. На какой-то станции нас продержали суток двое, затем вернули и отправили на Восток. Везли ночами, это была маскировка. Шла подготовка к войне с Японией. Может возникнуть вопрос: а зачем это надо было? С Германией еще войну не закончили, а уже к войне с Японией готовились. Дело в том, что Япония давно хотела завоевать Дальний Восток СССР. Она готовила свою армию, вдоль границ с СССР создала мощные укрепления длиной более 1000 км. С Германией договорились разделить СССР. Япония всячески помогала Гитлеру в войне против нас. Были провокации, хотя имел место договор о нейтралитете.

Поэтому нашему правительству необходимо было держать на Востоке 40 дивизий, в которых так нуждался западный фронт. Сложная была обстановка, но об этом тогда мы и не знали. Узнали обо всем позже. После прибытия во Владивосток нас погрузили в большой военно-транспортный корабль, и мы отправились в город Совгавань. Путь был нелегким. В этот год были сильные морозы и толщина льда большой. Вместо двух суток хода мы шли целую неделю. Кончились запасы воды, возникли проблемы с продовольствием.

Вызволил нас из ледового плена прибывший ледокол. Постоянно нас с воздуха сопровождали истребители – охраняли от самураев. Два месяца нас готовили на связистов. Я радиосвязь освоил довольно быстро и хорошо. После окончания курсов мне сразу была присвоена классность «Радиотелеграфист 3 класса». Через полгода я был радистом 2 класса, а через год – 1 класса. Это самая высокая классность.

 

На службе Родине

 

«В чем заключалась наша служба? В узел связи входили: передающий радиоцентр, приемный радиоцентр, линейщики телефонной связи, автомобильные фронтовые радиостанции и тому подобное. Мы круглосуточно обеспечивали связью штаб ВВС флотилии с Москвой, со штабами 2-го и 1-го Дальневосточных фронтов, со штабами флотилий, с аэродромами, с самолетами, летевшими на выполнение боевых заданий. Отдельные группы радистов координировали бомбометание в основном на Южном фронте и Курилах.

Наш 2-й Дальневосточный фронт осуществлял взаимодействие с Амурской военной флотилией, содействовал 1-му Дальневосточному фронту в разгроме хорошо вооруженной, фанатически преданной японскому правительству Квантунской армии. А также осуществлял разгром японских войск на Курилах и на Южном Сахалине.

После Победы над фашистской Германией силы были брошены на разгром японских войск. Только с мая по июль 1945 года в Забайкалье и на Дальний Восток прибыло 136 тысяч вагонов с военными и оборудованием. Когда началась война с Японией (9 августа 1945 года), я был уже начальником смены радистов. В смене было 13 человек по 13 направлениям. Работали только Азбукой Морзе и шифровальным текстом.

Начало войны было для наших войск трудным. Особенно для танковых, артиллерийских войск и сухопутных. Шли проливные дожди, реки выходили из берегов. Сложностью для передвижения наших войск являлось и географическое положение: крутые горы, густые леса. Несмотря на трудности, благодаря опыту наших войск и хорошо продуманным и спланированным операциям война с Японией велась успешно и быстро закончилась. Второго сентября японское высшее командование подписало акт о безоговорочной капитуляции. И третье сентября было объявлено Днем победы над Японией.

После окончания войны нашу военно-морскую и военно-воздушную базу вместе с нашим узлом связи передислоцировали на Южный Сахалин, в г. Корсаков (Оттомари). Узел связи располагался в самом городе. Город почти не пострадал. Разрушен был только военный порт. Потому что там находились японские военные суда. В Корсакове, как и в других населенных пунктах, жили японцы, корейцы, русские. Город был сохранен, потому что летчикам была дана установка – максимально сохранять города и мирное, гражданское население. Мы всегда оставались гуманными людьми. Да и надобности не было бомбить жилые объекты.

Нашей части было предоставлено здание бывшей типографии. Мы нашли здесь учебные пособия, географические карты, атласы. Однажды, в свободное время, перелистывая эти книги и атласы, мы увидели, что граница Японии обозначена до Урала – до нашего Урала. Мы были удивлены и спросили через переводчика, что это значит? Оказалось, что маленьких японцев воспитывали в духе враждебности к СССР, готовили их к войне и к тому, что эту территорию нужно будет завоевать. Вот такие у нас были соседи…

Осенью 1947 года наше соединение передислоцировалось вновь в город Совгавань, где я дослужил до конца своей военной службы. В комсомол вступил в 1946 году, в 1948 году в честь 30-летия ВЛКСМ был награжден Почетной грамотой ЦК ВЛКСМ. В те годы это была почетная грамота.

В 1948 - 1949 годах был секретарем комсомольского бюро узла связи. В члены партии вступил в 1949 году. Окончил Дивизионную партийную школу на «4» и «5». Меня настойчиво уговаривали поступить в офицерское военно-политическое училище, но я отказался. Может быть, зря? Демобилизовался в конце октября 1949 года. С 1950 года началась трудовая, гражданская жизнь. Окончил Карагандинский педагогический институт. Работал в школе без перерыва с 1950 по 1988 год. Вышел на пенсию в декабре 1987 года».

 

Помним, гордимся…

 

Андрей Павлович Рыбалко был удостоен таких правительственных наград, как орден Отечественной войны 2 степени, медали «За Победу над Японией», «Маршала Советского союза Жукова», «Адмирала Кузнецова», «60 лет Победе», «65 лет Победе», «70 лет Победе». Всего 11 юбилейных медалей. За доблестный труд в послевоенное время награжден медалями «100 лет со дня рождения Ленина», «За освоение целинных земель», «Ветеран труда».

- Андрей Павлович был не только талантливым педагогом, проработав с 1966 по 1988 год директором искровской средней школы, - вспоминают о нем коллеги, - но и заботливым семьянином. Дочери четы Рыбалко нашли себя в медицине, а сын - в рядах ЧС. Зинаида Пантелеевна тоже посвятила свою жизнь детям, работая школьным библиотекарем в Искровской школе. Своим трудом супруги Рыбалко привили подрастающему поколению любовь к знаниям, Родине, честному труду. В семье Рыбалко династию педагогов продолжила правнучка Мария Юрьевна, которая работает учителем английского и китайского языков в Санкт-Петербурге. А племянница Наталья Владимировна является доцентом, кандидатом исторических наук, преподаватель в университете.

Переехав в Степногорск, Андрей Павлович много сил отдал работе в городском совете ветеранов. Именно он спас от ликвидации архив с информацией о фронтовиках-степногорцах, который готовился уже к утилизации.

Свой жизненный путь Андрей Павлович Рыбалко завершил 3 января 2019 года. Жива супруга Зинаида Пантелеевна, о которой с большой любовью заботятся дети и внуки.

 

С мемуарами ознакомилась

Галия ХОЗИНА

Просмотров: 118 | Добавил: Admin | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar