Главная » 2011 » Декабрь » 7 » АРХИважный вопрос (Максим БАЛУЕВ)
11:40
АРХИважный вопрос (Максим БАЛУЕВ)
Пожаловаться на сайт премьера-министра страны Карима
Масимова – сегодня дело обычное. Степногорцы, не дождавшись вразумительных ответов от местной власти, стучатся куда повыше. Вот и предприниматель в сфере архитектуры и градостроительства Александра
Касьянова считает, что разобраться в сложившейся ситуации поможет ей только высшая власть.


Сами не работают и другим не дают?

Казалось бы, чего еще можно построить в нашем маленьком Степногорске? Вроде бы, всего нам хватает – магазины есть практически в каждом доме, город усыпан торговыми центрами, в каждом микрорайоне есть стоянка, а то и несколько. Кроме того, сегодня запросто можно купить участок в черте города и построить себе там жилой дом – только бы деньги были. Однако не все так просто, считает Александра Касьянова, кому-то в нашем городе заняться стройкой проще простого, а для кого-то это становится настоящей проблемой.
Александра Яковлевна работает в сфере архитектуры и градостроительства уже много лет – начинала еще с Костаная, где по ее планировкам построены многие автомобильные дороги. В Степногорске она 12 лет работала в ГККП «Жардем», в отделе архитектуры и градостроительства, а потом основала свою компанию «Фантазия», у которой есть лицензия на многие виды работ, включая разработку градостроительной документации, архитектурное проектирование зданий, строительное проектирование, разработку специальных разделов проектов, а также транспортное строительство. В общем, под чутким руководством Александры Касьяновой воздвигнут в городе не один объект, перепланирована не одна квартира. Однако с недавних пор работать стало очень тяжело, признается собеседница. В чем же дело?
Некоторое время офис «Фантазии» располагался в здании акимата. После кадровых перестановок в отдел архитектуры и градостроительства пришли новые специалисты, с которыми Александра Яковлевна попросту не смогла сработаться. Все дело в том, что профессиональное мнение Александры Касьяновой не всегда совпадало с мнением этих специалистов в области архитектуры. Каждый из оппонентов настаивал на своем, приводя свои аргументы. Сама же предпринимательница намекает, что все беды из-за некомпетентности чиновников от архитектуры.
- После того как я под давлением выселилась из помещения в акимате и начала вступать в спор с отделом архитектуры, у меня стали пропадать заказчики, - сетует Александра Касьянова. – Всех потенциальных заказчиков направляют в проектировочную фирму, близкую акимату. А если у меня и появляются заказчики, то их начинают гонять за различными документами, порой незаконно. А недавно и вовсе стали говорить, что у моей фирмы нет лицензии! В моей лицензии предусмотрены работы не только по генпроектированию, но и по разработке проекта детальной планировки, без него не должны давать разрешение на производство каких-то работ.
А вот выдержки из письма Александры Касьяновой премьер-министру Казахстана.
«Пару лет назад бестобинский предприниматель обратился в отдел архитектуры, чтобы переоборудовать квартиру под магазин. Протокол градсовета датирован 2009 годом, а постановление выдали только в 2010 году – ровно через год». Женщина поясняет, что документы этого предпринимателя попросту где-то затерялись, а сами специалисты аргументировали, что бумаги находятся на подписи у акима.
«Выдают государственные документы постоянно с ошибками, препятствуют развитию малого бизнеса. По 8 месяцев предприниматели ждут градсовета, потом по году ждут аукциона. Инженерные сети и объекты на планшеты не наносятся. И если я произвожу посадку объекта по генплану по всем (пожарным, санитарным и генплановским) нормам, то на что смотрит отдел архитектуры – непонятно».
Директор компании «Фантазия» рассказывает, с какими трудностями ей пришлось столкнуться при разработке документации для строительства аккумуляторного центра в районе пожарной части. Данное здание на протяжении двух лет арендовали кокшетауские предприниматели у местного бизнесмена. Чтобы в нашем городе что-то построить, сначала все проходит через так называемые советы общественности микрорайона: инициативные жители микрорайона, зачастую пенсионеры, решают судьбы предпринимателей, давая добро или запрет на строительство, перепланировку и т.д. Узнав, что в районе бани будут строить аккумуляторный центр, члены СОМа воспротивились: а вдруг кислота из аккумуляторов будет выливаться на открытый грунт, попадая в сточные воды? В общем, члены СОМа «наложили вето» на проект, глядя на него с экологической точки зрения. Но тогда их поспешили успокоить, что это будет всего лишь центр по продаже аккумуляторов, а если СОМ не одобряет открытие аккумуляторного центра, то и переделать проект заказчики согласились – только уже под размещение автосервиса. Взяв очередной лист согласования на размещение автосервиса в районе пожарной части, кокшетауские предприниматели опять собрали подписи требуемых организаций. Но хозяин здания, узнав, что теряет арендаторов в лице кокшетаусцев, тоже взял лист согласования и тоже заявил свои права на участок под автосервис. По идее при наличии двух заявителей участок должен продаваться с торгов. Однако по окончании градсовета предпринимателям из Кокшетау отказали, а хозяину здания разрешили взять без аукциона дополнительную землю. В ожидании у предпринимателей Кокшетау прошло все лето.
- По непонятным мне причинам объект по строительству автосервиса перенесли на следующий градсовет, - говорит Александра Касьянова. – Главный специалист ничего не мог придумать и дал такой абсурдный ответ: «В эскизном проекте не раскрыт замысел объекта». Хотя эскиз – это и есть набросок, который раскрывает замысел. Они должны были сказать, в чем именно он не соответствует и отправить на доработку. А более странно то, что по результатам обследования СЭС и пожарной службой нарушений никаких нет и на листе согласования поставлены все печати, а после градсовета те же люди подписались против строительства. Кокшетаусцам в итоге отказали и не предложили никакого участка взамен.
Но и это не все, говорит Александра Касьянова. Человек, пожелавший на первом этаже своей квартиры обустроить балкон, в отделе архитектуры услышал ответ: «А мы таким не занимаемся». Хотя, по словам директора «Фантазии», закон этого не запрещает, если будут соблюдены все нормы: при наличии коммуникаций под пристройкой к ним должен быть постоянный доступ на случай аварии.
- Получается, что заказчики сами заинтересованы в быстром решении вопросов, и государственных денег не надо, но наша архитектура сама не работает и другим не дает, - считает Касьянова. – Тогда о каком развитии города может идти речь, а тем более о развитии малого бизнеса?

Реклама – лучший двигатель бизнеса

Начальник отдела архитектуры и градостроительства Александр Шварцкоп не видит особых проблем во взаимоотношениях с компанией «Фантазия» и ее директором. По его словам, если и возникают вопросы, то они решаются в рабочем порядке. При этом все проектные организации города перед отделом архитектуры равны и никому здесь не выказывают предпочтения. 
- Если, к примеру, у бестобинского предпринимателя были проблемы, то почему он не пришел ко мне на прием? – задается вопросом Александр Викторович. – Кто хочет решить проблему, тот всегда придет. По этому вопросу могу сказать, что бизнесмен в 2009 году получил одобрение градсовета, но одобрение градсовета – это не разрешение на реконструкцию помещения под магазин. Кто знает, может, у человека возникли трудности и он решил отложить строительство, а когда появилась возможность строиться, он написал заявление на реконструкцию. Градсовет дал рекомендации, а мы – разрешение.
Сам механизм переоборудования помещения под магазин, по словам Шварцкопа, очень прост, так что тут, в принципе, не может быть проволочек.
- Бизнесмен предварительно обращается с заявлением на градсовет, - говорит собеседник. – Проходит градсовет с участием членов совета общественности микрорайона, мнение которых носит рекомендательный характер. СОМ имеет право участвовать в принятии градостроительных решений, общественность всегда может выразить свое мнение по поводу застройки, досконально рассматривает те проекты, которые могут затронуть интересы граждан, создать неблагоприятные условия для проживания. Затем предприниматель представляет наглядный пример того, что он хочет, - так называемый эскиз, набросок, а также предварительные согласования с компетентными органами, которые тоже позволяют переоборудовать помещение. Если нет противоречий, то градсовет рекомендует проект к дальнейшему исполнению. Вскоре заявитель получает постановление на строительство здания или разрешение на переоборудование помещения. После этого бизнесмен получает архитектурно-планировочное задание, которое является разрешением на разработку рабочего проекта, по которому будет вестись строительство. Проект этот утверждается в нашем отделе и уже в зависимости от сложности объекта получает разрешение у нас или в архстройконтроле.
Что касается аккумуляторного центра, то Александр Шварцкоп придерживается мнения: отношения так называемых «частников» – это только их отношения.
- Предприниматель Желев решил расширить принадлежащий ему аккумуляторный центр, - вспоминает начальник отдела архитектуры. – Арендаторы данного аккумуляторного центра из Кокшетау хотели также приобрести участок под аналогичное строительство, но у них возникла путаница в документах. Согласование прошел один проект, а когда состоялся градсовет – то проект уже изменился. Встал вопрос, что кокшетауские бизнесмены хотят строить – магазин или свой собственный аккумуляторный центр? А еще стало интересно, что же подразумевается под аккумуляторным центром – производство аккумуляторов или что-то еще? Отсюда была дана рекомендация определиться в целях строительства. Часто у нас путаница выходит потому, что бизнесмен мечется из стороны в сторону. Другой пример: предприниматель хотел открыть магазин автозапчастей, а на градсовете его мысли поменялись – он хочет уже строить магазин с СТО. Но тут надо учитывать увеличение площади под объектом и применять совершенно другие нормы. Поэтому говорим ему: как определитесь – приходите.
- А как складываются отношения с проектными организациями? Александра Касяьнова утверждает, что кому-то чинятся препятствия, а кому-то предоставляются выгодные условия.
- А как мы можем чинить препятствия, если проектировка – это бизнес и существует такое понятие, как конкуренция? Но и способствовать развитию чьего-то бизнеса мы тоже не должны. Мы лишь можем подсказать заявителю, что ему надо разработать, а где разрабатывать рабочий проект – он сам решает. Список организаций мы можем подсказать тоже. Ко мне приносят проекты, разработанные местными организациями и областными. В том числе есть и проекты от фирмы «Фантазия», немало проектов, неплохих. В ее проектах – переоборудование квартир, гаражи, детальные планировки. Что касается упреков по поводу очереди на выдачу разрешений на ИЖС, то сегодня в очереди стоят 37 человек – много ли это для города с 50-тысячным населением? В этом году и начале следующего планируем выдать 10 участков. Будут деньги – освоим еще территорию. Для этого надо разработать детальную планировку. Очереди везде есть.
- А что насчет балкона – можно ли пристроить его на первом этаже?
- Да, у нас были случаи, когда балконы строят на первом этаже. В принципе, это не запрещается, если не нарушается архитектурный облик. Но по этому случаю я не помню, что кому-то отказывал.
- Была ли проверка в отношении главного специалиста вашего отдела по жалобам Касьяновой в агентство по делам госслужбы?
- Да, нас вызвали в агентство, мы писали объяснительную. Последствий для нашего специалиста не было, так как без доказательной базы – все это пустые слова. Если бы усмотрели нарушения в ее работе, нас бы уведомили. Я считаю, что проблема, поднятая директором ТОО «Фантазия», не стоит и выеденного яйца. Если у человека не идет бизнес, то зачем трубить во все инстанции? Не лучше ли просто разрекламировать свою фирму, чтобы к тебе пришли?

Вместо послесловия

И все же нет дыма без огня. В бытность акимом Жанболата Смаилова Александра Касьянова была противником строительства торгового центра «Астыкжан» на привокзальной площади. Она считает, что приезжающие и отъезжающие люди должны видеть часть города, а не зад какого-то здания. По новому утвержденному генплану города на привокзальной площади разместится платная коммунальная стоянка – тоже не лучший вариант. И таких неудачных «гримас» архитектуры директор ТОО «Фантазия» может привести много. 

Мнения выслушал Максим БАЛУЕВ
Просмотров: 1124 | Добавил: Administrator | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar