Главная » 2012 » Ноябрь » 3 » Александр Ведешкин-Рябов: «ПРОДАВЦЫ ПРАВА ПОКУПАТЕЛЕЙ ЗНАЮТ, НО НЕ СОБЛЮДАЮТ» (Максим БАЛУЕВ)
23:10
Александр Ведешкин-Рябов: «ПРОДАВЦЫ ПРАВА ПОКУПАТЕЛЕЙ ЗНАЮТ, НО НЕ СОБЛЮДАЮТ» (Максим БАЛУЕВ)
Каждый из нас хоть раз покупал некачественную продукцию. Естественно, вы пытались вернуть свои деньги. Но, увы, продавец, как это бывает чаще всего, отказывается возмещать ущерб. Как обезопасить себя от покупки бракованных вещей, не выбросить деньги на ветер и наказать нерадивого продавца – об этом мы говорили с руководителем общественного объединения Областное общество защиты прав потребителей «Щит» Александром ВЕДЕШКИНЫМ-РЯБОВЫМ.

- Александр Генрихович, на что чаще всего жалуются покупатели, обратившиеся в ваше общество?
- По-прежнему, самые большие проблемы всегда случаются с дорогостоящей бытовой и оргтехникой. В магазинах, торгующих техникой, если туда в течение гарантийного срока обратился покупатель, моментально предлагают сдать поломанную вещь в ремонт. При этом все забывают простую вещь, что согласно закону у человека есть выбор: воспользоваться этим гарантийным ремонтом, поменять вещь с доплатой или частичным возвратом денег на другую, а также отказаться от покупки и потребовать обратно деньги. Не хочет потребитель иметь отремонтированную вещь – это его право! В лучшем случае человеку обменяют покупку, и делают это далеко не все магазины бытовой техники - только те, которые имеют договоры о поставках товара прямо с заводов-изготовителей. Остальные же продавцы привозят в Степногорск товар мелкими партиями, закупив его в магазинах, допустим, Астаны. Кроме того, мы акцентируем внимание покупателей на то, что необходимо тщательно смотреть на гарантийные талоны: если ближайший сервисный центр по ремонту находится в Астане или Кокшетау, то от такой вещи лучше отказаться сразу.
Много было нареканий на один из открывшихся центров электроники – жаловались на неработающие телевизоры и компьютеры. Это как у Жванецкого: человек приходит домой, включает – не работает. И удивляет здесь абсолютно нигилистическое отношение продавцов – что хотите делайте, все равно мы правы. Тогда мы помогаем людям обратиться в правоохранительные органы. Покупателям просто отказывали в обмене товара или возврате денег – мы помогли составить пару обращений в прокуратуру города. Проблема была решена.

- Полноценен ли принятый в 2010 году закон «О защите прав потребителей»?
- По сравнению с прошлым законом нынешний приведен в соответствие с гражданским законодательством РК. В нем подробнее расписаны права потребителя и, главное, обязанности продавца, услугодателя или изготовителя. Единственный нюанс – все свои претензии надо доказывать самому покупателю, что характерно для всего гражданского законодательства. Конечно, в течение гарантийного срока ничего доказывать не нужно. Единственное, что могут возникнуть трения между покупателем и продавцом, который будет настаивать, что поломка – ваших рук дело. Но для установления причины есть всевозможные экспертизы.
Сам гарантийный ремонт не должен продолжаться более 10 суток. На одиннадцатые сутки покупатель может потребовать вернуть деньги за поломанную вещь. И желательно всегда оставлять «бумажный след» в двух экземплярах.
Выдать чек покупателю – по-прежнему обязанность продавца, а не желание.

- Но на рынке сегодня у многих продавцов нет кассовых аппаратов.
- Документом, подтверждающим факт приема денег, может быть расписка. Требовать покупатель всегда имеет право, а вот если чек не дают ни в каком виде – лучше в этом месте не покупать, а если купил – должен осознавать ответственность за свою покупку. Кстати, в случае, когда не выдается чек, принимаются свидетельские показания. Был такой случай, когда мать свидетельствовала о том, что ее дочь покупала сапоги. Суд удовлетворил иск покупательницы. Свидетель должен доказать, что он четко видел, как передавались товар и деньги.
К сожалению, сегодня законом «О защите прав потребителей» пренебрегают не столько продавцы, сколько сами владельцы. И те, и другие хорошо знают этот закон, но при этом постоянно пытаются ущемить покупателя в его правах.

- Александр Генрихович, а кроме чека покупатель вправе потребовать сертификат на товар?
- Да, право покупателя потребовать регистрационное свидетельство, которое подтверждает качество и безопасность товара. Опять же, если вам его не дали – не берите. Особенно следует обращать внимание на безопасность для здоровья детей игрушки – они не должны травмировать, материалы не должны выделять химические и красящие вещества, должны быть разрешены к применению. У материала не должно быть запаха. Были случаи, когда материал, из которого сшита шуба, продавцы выдавали за стриженого бобра. В итоге оказалось, что это простая овчина.
Кроме того, всегда нужно помнить, что если срок гарантии, допустим, 2 – 3 месяца, то срок предъявления претензии, если мы можем доказать факт поломки, составляет два года.

- Какие еще проблемы возникают у потребителей на пути к истине?
- Иногда бывает так, что некому предъявить претензию – трудно разыскать именно владельца торговой точки. Хотя законом конкретно оговорено, что обязанность владельца размещать в точках продажи на видном месте информацию о себе, адрес, по которому его можно будет найти. Однако часто вы видели такие информационные таблички? На нашем рынке крайнего вообще не найдешь: стоит продавец, а хозяйки нет. Причем продавец тоже зарегистрирован как индивидуальный предприниматель, так как хозяйка работает по патенту и не имеет права нанимать продавцов. В общем, тут нужно разбираться налоговой.

- А на некачественные продукты питания продуктов жалуются степногорцы?
- Здесь горожанам однозначно помогаем обращаться в санэпидслужбу и центр санитарной экспертизы с просьбой провести проверки. По постановлению правительства продукты возврату и обмену не подлежат, так же как и золотые изделия, драгоценные камни, чулочно-носочные изделия и нижнее белье. Были случаи, что поступали жалобы на холодец без документов, пельмени сомнительного происхождения. Такие продукты просто не надо покупать. Этот товар залежится на прилавке, и больше для реализации его не возьмут. На все продукты и вещи должен быть сертификат. Помнится, лет пять назад у нас были судебные процессы по оконным блокам – два процесса выиграли. Установил человек окна, а туда ветер задувает и влага проникает. В ходе проверки выяснилось, что производство этих окон не имеет сертификата, о чем мы сообщили в прокуратуру. предпринимателя оштрафовали.

- Александр Генрихович, что пожелаете нашим читателям?
- Недавно услышал по телевидению, что в школьную программу будет внедрен предмет «Защита прав потребителей». Это очень хорошо, ведь, как известно, предупрежден – значит вооружен. Да и спасение утопающих – дело рук самих утопающих. Никакое общество защиты прав потребителей не сможет взять на себя груз ответственности за приобретенную человеком некачественную вещь. И главную нашу задачу я вижу не в хождении по судам, а в том, чтобы доводить до людей информацию об их правах. Каждую неделю к нам в общество поступает по три-четыре обращения. Но есть положительная тенденция. Еще несколько лет назад на рынке было засилье китайского ширпотреба. Сегодня же в городе появляется приличная продукция, но до цивилизации еще далеко – сказывается наша тупиковость, в то время как в двухстах километрах от Степногорска кипит жизнь.

Купила на городском рынке детский комбинезон. Принесла домой, одела на ребенка. На куртке разошелся замок и сломалась «собачка». Вернуть деньги или обменять вещь на другую продавец не пожелала. Сказав, что сама ничем помочь не сможет, невежливо посоветовала обратиться в ателье и заменить «собачку» или сам замок. Мол, на фурнитуру, коей является замок, гарантии не распространяются. Почему продавцы считают, что я должна менять замок в ателье на новой вещи, если сами никаких гарантий дать не могут? Благо владелица бутика вернула деньги без вопросов.
Из письма в редакцию

После посещения магазина бытовой техники осталось ужасное впечатление: купила в июле беспроводную клавиатуру, через 4 недели мышь работает, а «клава» нет. Продавцы – они же компьютерные гении, а мы, покупатели, ничего не соображаем. Нам не могут элементарно объяснить причину поломки, куда сдать для ремонта, гоняют туда-сюда, еще и оскорбляют. Желания приобретать что-либо в этом магазине отпало напрочь... Купила в другом магазине новую «клаву». Вообще, завидую жителям крупных городов, не говорю уже о дальнем зарубежье, - какое там общение, обслуживание в торговых центрах и магазинах! А в нашем городе сплошь недовольные лица продавцов и обмеривающий тебя взгляд.
Из письма в редакцию

Максим БАЛУЕВ

Просмотров: 1100 | Добавил: Admin | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
avatar