Главная » 2009 » Апрель » 24 » Степногорский аэропорт: взлеты, падения и другая жизнь (Нана АНТИДЗЕ)
11:28
Степногорский аэропорт: взлеты, падения и другая жизнь (Нана АНТИДЗЕ)
О замечательных людях мы зачастую вспоминаем в их знаменательные даты, а о хороших делах – в дни профессиональных праздников - в общем, по теме. То, о чем я хочу сегодня вспомнить, тоже, в общем-то, навеяно праздником: 12 апреля отмечался Всемирный день авиации и космонавтики. Вы скажете, где Степногорск, а где космос и авиация? Но старожилы Степногорска вам возразят: авиация с нашим городом когда-то была очень даже связана – были у нас и аэропорт, и агентство Аэрофлота, и самолеты…
 
Мало кто знает, что становление городского аэропорта начиналось в 1960 - 61 году с поселка Заводского. В степи, на краю поселка, в обыкновенном домике, размещались начальник и кассир в одном лице Гринько и радист Геннадий Безгодов, которые обслуживали самолет АН-2, раз в день совершавший рейс из Целинограда.
Уже в 1962 - 63 году поселковый аэропорт передислоцировался на окраину строящегося Степногорска – это были обыкновенный вагончик и грунтовая взлетная полоса. Тогда уже начальником аэропорта был назначен Авиленко. Большая заслуга в переезде и в дальнейшем развитии степногорского аэропорта принадлежит Сергею Смирнову, первому руководителю ЦГХК, стоявшему у истоков города. Комбинат уже тогда имел свой воздушный транспорт – сначала двухместный Як-12, потом Ан-2 (в народе «кукурузник»), доставлявший служебную почту по многочисленным близлежащим объектам.
С 1966 года начальником аэропорта становится Владимир Войтанник. Желающих воспользоваться услугами аэрофлота уже обслуживают кассиры, в эксплуатации также двенадцатиместные самолеты Ан-2, принадлежащие Целиноградскому авиационному отряду. К концу 60-х годов появляются самолеты Ли-2, вмещающие большее количество пассажиров и появляется рейс на Целиноград с посадкой в Жолымбете.
Тогда же, примерно в 1969 году, открывается агентство Аэрофлота в обыкновенной квартирке в 20 доме второго микрорайона.
И вот 1 января 1970 года происходит знаменательное для Степногорска событие – открытие уютного, комфортабельного аэропорта. Основные службы - связь и перевозка. Именно в этих службах по 20 - 30 лет проработали те, кого по праву можно назвать костяком степногорского аэрофлота. Это диспетчеры, чередовавшие работу в агентстве и аэропорту, - Мария Войтанник, Валентина Сивоконь, Элла Семенько. Дежурные по посадке - Раиса Дмитриева, Нина Лузина. Кассиры - Ефросинья Попадюк, Полина Волкова. Связисты - Геннадий Безгодов, Юрий Лузин, Валентина Безгодова, Лидия Скворцова. Интересны позывные, которыми пользовались радиодиспетчеры: «Латышка, латышка, я – альпинист, как слышите, прием…». «Латышка» была позывным Целинограда, а «альпинистом» звался Степногорск. Важной была работа и метеослужбы, которую возглавляла Любовь Семениченко.
А в 1974 - 75 году открывается здание агентства Аэрофлота в «старом торговом центре» под руководством начальника отдела перевозок Алексея Шевченко.
С середины 1970 годов и практически до самых последних дней существования аэропорта осуществлялся рейс на Омск самолетом Ан-2, который пользовался спросом, несмотря на не очень комфортные условия полета. А в Целиноград, в связи с увеличением количества пассажиров, летают уже по три рейса в день Ан-24, вмещающие 52 пассажира. Быстрые и комфортные полеты на самолете до Целинограда, по времени занимающие 30 минут (10 – взлет, 10 – полет, 10 - посадка), особой популярностью пользовались у степногорских студентов, обучавшихся в Целинограде.
В конце 70-х - начале 80-х годов начальником аэропорта был назначен целиноградец Владимир Щетинин. В это же время рейсы на Целиноград увеличиваются до 6 в день, Ан-24 летают через каждые 2 часа, а летом и по воскресным дням пилоты выполняют и до 8 рейсов в день. Билеты стоили 6 рублей плюс 30 копеек – комиссионный сбор (для сравнения: на тот момент цена билета до Москвы была 50 рублей). Степногорцы, в советские времена постоянно выезжавшие в отпуск за пределы республики, имели возможность забронировать билеты туда и обратно в любом направлении. Бронь давалась на Москву, Киев, Горький, Томск, Омск, Красноярк, Иркутск, Барнаул, Симферополь. В Сочи и Минводы из Целинограда осуществлялись прямые рейсы, к которым отправлявшихся на отдых степногорцев комфортно и быстро доставляли степногорские авиаторы. В летнее время из степногорского аэропорта в день улетало до 300 человек, прибывало в город также немало пассажиров, в основном – командированные, на которых наш аэропорт производил неизгладимое впечатление – маленький, уютный, зеленый, украшенный живыми пальмами и цветами, с радушными и профессиональными работниками. В аэропорту были и медпункт, и буфет, где пассажирам предлагались различные, для большинства приезжих дефицитные вкусности.
В эксплуатации аэропорта и доблестные «кукурузники» - это рейс до Атбасара, через который, правда, короткое время, практиковался даже полет до Алма-Аты. В начале 80-х годов и до 1986 года курсировал рейс на Ан-24 по маршруту Павлодар – Новосибирск - Томск, очень удобный опять-таки для студентов.
…В стране наступает перестройка. Тогда же начальником аэропорта назначается бывший диспетчер по полетам Анатолий Калюкаев. С 1990 годов в аэропорту появляется современное техническое оснащение – телетайп, обеспечивающий удобство, надежность и скорость бронирования билетов в любой конец страны. Одновременно с этим начинаются сокращения. Агентство Аэрофлота переезжает в здание МЖК. В 1990 - 91 году происходит и отделение степногорского аэропорта с агентством от Целинограда (тогда уже Акмолы). Степногорский аэропорт становится акционерным обществом - экономически самостоятельным, но технически зависимым от осуществляющего рейсы Целиноградского авиаотряда. В авиаперевозках, как и во всем в стране, происходит экономический спад, рейсы до Акмолы сокращены до двух в день, продолжаются полеты до Омска и Атбасара. Происходит спад, но начальник АО «Степногорский аэропорт» Анатолий Калюкаев не проявляет деловой активности в поисках новых возможностей для извлечения прибыли для предприятия, заняв выжидательную позицию. Это, как оказалось, было началом конца. В сентябре 1996 года работникам аэропорта и агентства было доведено до сведения, что из-за нерентабельности предприятия они попадают под сокращение. На работе остаются лишь два человека для обеспечения охраны здания аэропорта и приема «залетных» самолетов.
...Так перестала существовать в Степногорске авиация. Но бывшие ее работники, отдавшие любимому делу многие годы своей жизни, с теплотой и ностальгией вспоминают былые времена. Вспоминают, как устраивались тур-полеты над городом для школьников. За 1 рубль Ан-24 в течение 15 минут кружил над городом, а стюардесса рассказывала ребятишкам об экипаже, о высоте и скорости полета, пока они свысока любовались красотами любимого города, предаваясь новым ощущениям.
А комаров раньше совсем в городе не было, помните? Так это с «кукрузников» регулярно химобработка производилась, поля и леса с воздуха опрыскивались.
Вспоминают диспетчеры, как, просыпаясь рано утром, первым делом смотрели в окно – нет ли тумана, смогут ли сегодня все пассажиры улететь вовремя. Хотя даже в непогоду все рейсы, пусть с задержкой порой и до двенадцати ночи, но выполнялись всегда. Так, однажды задержался рейс из Целинограда, на котором должны были прилететь школьники после отдыха. Их ждали до улучшения погоды, они прилетели в 2 часа ночи, и руководитель ЦГХК Сергей Смирнов лично участвовал в организации доставки прибывших ночью детей по домам.
Вспоминают, как при аварии на Чернобыле из степногорского аэропорта отправлялись рейсы со специалистами для восстановительных работ.
Благодаря наличию авиации в Степногорске была спасена жизнь человека – на шахте произошел несчастный случай, работнику оторвало ноги. Спецрейсом он был доставлен в Целиноград, а уже оттуда срочно в Москву для операции.
Вспомнился и единственный для степногорского аэропорта аварийный случай с самолетом. Ан-24 с 52 пассажирами на борту при посадке сошел с полосы и завалился на бок. Причина аварии – то ли туман, то ли человеческий фактор, но, слава Богу, все обошлось без жертв. Как говорится, нет худа без добра: самолет, не подлежащий ремонту, был списан, но еще какое-то время служил степногорцам. Помните экзотическое кафе-самолет у здания аэропорта в конце 90-х? А потом этакий памятник канувшей в Лету авиации Степногорска в районе «Сибири»?
Но самые теплые воспоминания были о коллективе – дружном и замечательном. Вспомнились субботники, отдых на Селете, регулярные, 2 раза в неделю игры в волейбол в спортзале 4 школы, работа на своих огородах, садовых участках в районе аэропорта. Веселый был коллектив, но к работе каждый относился ответственно и принципиально. Взять хотя бы случай, когда диспетчеру, начальнику смены Валентине Сивоконь при завершении очередной посадки в выходной день поступил звонок из горкома партии с указанием найти место для отправки человека. В ответ на то, что мест нет – самолет заполнен транзитными пассажирами и посадка завершена, Валентина услышала рекомендацию партийного босса кого-нибудь из пассажиров с рейса снять, но в аэропорту отказались. Подъехавшие партработники, переговорив с командиром экипажа, все-таки усадили своего человека на борт, самолет пошел на взлет. Но принципиальная Валентина по радиограмме связалась с командиром, сказав, что, если пассажир не будет высажен, она доложит в Целиноград. Самолет вернулся, высадил лишнего пассажира, а командир пожал Сивоконь руку, сказав, что на таких, как она, можно положиться. Правда, история имела продолжение – начальника порта и принципиального диспетчера вызывали в горком партии для разбирательства, но все обошлось без последствий.
Хорошие были времена, и люди какими-то другими были – добрее, что ли, неравнодушнее. И небесный сервис был доступен степногорцам. Увы, былого не вернуть…
 
С Валентиной Сивоконь, Валентиной Безгодовой и Полиной Волковой о былом вспоминала Нана АНТИДЗЕ

СПРАВКА "ПРЕСТИЖА"
В 1996 году АО «Степногорский аэропорт» прекратило свое существование. В 1999 году оно было признано банкротом, как, впрочем, и вся национальная авиакомпания Казахстана.
В 2003 году было создано ТОО «Авиакомпания Феникс» во главе с Юрием Ивановым, в планы которого входило сохранение авиапредприятия на базе Степногорска. В разных регионах Казахстана были закуплены самолеты Ан-2 и вертолеты КА-26 для работы авиации в народном хозяйстве. О пассажирских перевозках вопрос не стоял: по мнению Юрия Иванова, в Казахстане не на чем перевозить пассажиров. Сегодня к авиации, самолетному парку, предъявляются высокие требования, и такие самолеты, как Ан-2, не принимает ни один из аэропортов. «Сегодня в Казахстане летают лишь Астана и Алматы. Если аэропорты Кокшетау, Петропавловска, Павлодара стоят, о каком Степногорске может идти речь? Раньше казахская авиация была лучшей в Советском Союзе, и для ее реанимирования в полном объеме нужны колоссальные денежные средства. Необходимы новый самолетный парк, материально-техническая база и - самое важное - кадры. Специалисты в авиации – большая проблема. Сегодня мы вынуждены привлекать их для сезонной работы из Кыргызстана».
Сегодня самолетный парк Юрия Иванова насчитывает 25 «кукурузников». Постоянный штат составляет 35 человек – инженерно-технический персонал, летный экипаж, нанимается штат и на сезонную работу. Работает «Авиакомпания Феникс» по тендеру через Минсельхоз – это применение авиации в сельском хозяйстве: борьба с болезнями, саранчой. Поступают заявки и на химическую обработку от комаров, только вовсе не от степногорских госчиновников, а астанчан, павлодарцев и др.
Также ТОО «Авиакомпания Феникс» осуществляет прием VIP-персон. Поступают заявки и на аэрофотосъемки. А с 15 апреля текущего года ТОО будет осуществлять и санитарные перелеты – доставку экстренных больных.
Просмотров: 7752 | Добавил: Admin | Теги: аэропорт, самолеты | Рейтинг: 5.0/7
Всего комментариев: 8
avatar
1
Спасибо Нане АНТИДЗЕ за публикацию, статья очень понравилась. smile
____________________________________________________________

Добрым словом вспоминается то время, когда работал аэропорт.
Всё в нём было для удобства пассажиров, а главное быстро и удобно было добраться до города тогда ещё Целинограда.
Жаль, что осталось одно воспоминание…

avatar
2
Уважаемая Нина- здоровья и удачи Вам....Если вы изучали вопрос о нашей авиации...может знаете иль нет,но в в свое время мне говорили о том,что порой самолеты садились прям на теперь нынешнюю площадь пред ДК.Буду благодарен за информацию...
avatar
3
А как на счет гражданских перевозок? Собираются возобновлять? Хотя бы по трем направлениям -- Астана, Кокчетав, Омск. Очень бы хотелось!
avatar
4
А я вообще уже не застал самолетов. Хотя сегодня, при массовых падениях самолетов - Боингов, аэробусов, - я бы побоялся сесть на какой-нибудь степногорский Як или АН smile
avatar
5
С такими настроениями, Админ, хочется вспомнить анекдот "с бородой". Напомню. Встречаются два человека -- моряк и купец. Диалог:
К. Скажите, а как почил ваш батюшка?
М. Утонул в море...
К. А ваш дедушка...
М. Тоже утонул...
К. А прадедушка?..
М. И он утонул...
К. И как же вы не боитесь после этого в море выходить?
М. Позвольте спросить, а как почил ваш батюшка?
К. В собственной кровати.
М. А дедушка?...
К. Тоже..
М. И как вы не боитесь в собственную кровать ложиться?!

А вообще-то "Волков бояться -- в лес не ходить!"

avatar
6
Ну вот нет у меня доверия к местной ави... Да хотя какая там авиация - одно название. Уже если "Боинги", произведенные в 80-х годах, дают сбои в полете и часто падают на землю, то уж чего говорить про старенький Як или Ан.
avatar
7
Ребята, хотя и регулярных рейсов сейчас нет. Но аэропорт Степногорска ЖИВ!!! И огромное спасибо тем людям, которые по сей день сохранили, еще те старенькие борты "Аннушек", которые заметьте летают, и вам на голову не падают!!! Всем работникам аэропорта Степногорск большой и пламенный привет!!!
avatar
8
Спасибо большое за такую статью. Вспомнил, как, будучи школотой, лазил по этой Аннушке возле Сибири.... эээх... Кстати, пару лет назад летал Скатом на Ан-24 из Алматы в Усть-Каменогорск, конечно, впечатления те еще...
avatar