Главная » 2009 » Апрель » 9 » Потребителей «ставят на счетчик» (Виктор МОЛОДОВСКИЙ)
11:02
Потребителей «ставят на счетчик» (Виктор МОЛОДОВСКИЙ)
Некоторые из горожан, в чьих квартирах не установлены индивидуальные приборы учета холодной и горячей воды, с марта получают «строгие» предписания генерального директора «МашзаводМуная».

Вот текст одного из таких предписаний (сохранено авторское написание): «Предписание от «4» 03 2009 г. ТОО «МашзаводМунай»
Вами не приобретен и не установлен в установленном порядке индивидуальный прибор учета воды.
Вместе с тем, подпунктом 4 статьи 11 Закона «О естественных монополиях и регулируемых рынках» (далее – Закон), предусмотрено что «потребитель услуг (товаров, работ) субъекта естественной монополии обязан иметь приборы учета регулируемых коммунальных услуг (товаров, работ)».
На основании вышеизложенного и руководствуясь подпунктом 4 статьи 11 Закона, предписываю:
1. Установить индивидуальный прибор учета воды.
Срок исполнения до «4» 03 2009 года.
Одновременно предупреждаю, что в случае неисполнения предписания в установленный срок, субъект естественной монополии оставляет за собой право обращения в судебные органы о принудительном исполнении предписания в порядке гражданского судопроизводства, с последующим взысканием всей суммы понесенных предприятием судебных расходов.
Генеральный директор ТОО «МашзаводМунай» А.С. Гетманов».

Обратившаяся к нам женщина была шокирована таким известием монополиста. И есть от чего: предписание хозяйка квартиры получила 4 марта (дата указана в документе) и исполнить его, то есть «установить индивидуальный прибор учета воды», как явствует из того же предписания, должна… 4 марта. А иначе, перечитываем текст, «субъект естественной монополии оставляет за собой право обращения в судебные органы о принудительном исполнении предписания».
Думаем, что нереальный срок (примерно полдня) для установки прибора учета воды указан «МашзаводМунаем» по недоразумению (возможно, так сказать, «запарились» монополисты, штампуя пачками такие предписания потребителям). К примеру, другой обратившейся к нам женщине предписание было выдано 5 марта, а на установку индивидуального прибора учета отведен месяц.
Тем не менее, и этим женщинам, и всем тем, в чьих квартирах не установлены индивидуальные приборы учета воды, есть о чем беспокоиться.
В Законе «О естественных монополиях и регулируемых рынках», вступившем в силу с 1 января 2009 года, недвусмысленно сказано: «Субъекты естественных монополий, оказывающие регулируемые коммунальные услуги, обязаны обеспечить потребителей, не имеющих приборов учета, в соответствии с заключенными договорами приборами учета регулируемых коммунальных услуг (индивидуальными приборами учета воды) до 1 января 2009 года».
Иначе сказать, все не имеющие на сегодняшний день индивидуальных приборов учета воды… нарушают данный закон.
Как быть в такой ситуации, в которой оказались обратившиеся к нам за советом женщины?
Конечно, можно попробовать посопротивляться. Ну, например, если предписание не было передано представителем монополиста потребителю из рук в руки, можно, на случай суда, воспользоваться этим аргументом (мол, ничего не получала, нигде не расписывалась). Кстати сказать, областным департаментом Агентства РК по регулированию естественных монополий определен такой порядок: сначала услугодатель выписывает вам предупреждение (предписание) и дает срок на установку счетчика. И только если вы это предупреждение проигнорируете, монополист вправе обратиться в суд о принудительном исполнении предписания. Еще один зафиксированный в законе момент для ваших «дискуссий» с монополистом: «Субъекты естественных монополий… обязаны обеспечить потребителей… в соответствии с заключенными договорами приборами учета регулируемых коммунальных услуг…». По нашим сведениям, далеко не все потребители имеют «заключенные договоры» с монополистами. Да и не это главное: по закону именно субъекты естественных монополий обязаны обеспечить потребителей приборами учета воды: «Субъект естественной монополии обязан… приобретать и устанавливать потребителям приборы учета регулируемых коммунальных услуг (товаров, работ)…». И если уж монополист предписывает вам в один день установить индивидуальные приборы учета, то пусть этим сам в спешном порядке и займется.
Но все эти «отмазки», откровенно скажем, сиюминутные: они не освобождают нас от обязанности иметь установленные индивидуальные приборы учета воды. И тянуть волынку в этом деле – смысла нет. Закон дает возможность повременить (да и то до 1 августа) только с общедомовыми приборами учета тепла. Поэтому и монополисты, и потребители должны объединиться в рассуждениях о том, как эффективнее выполнить указание закона об обязательной установке приборов учета. Кое-что в этом направлении уже сделано (правда, не «МашзаводМунаем»): заместитель директора ГКП на ПХВ «Горводоканал» Вениамин Лепесбаев на страницах нашей газеты опубликовал серию толковых материалов об установке приборов учета. Наверное, лучше было бы, если б генеральный директор «МашзаводМуная» смягчил бы свое предписание, например, таким предложением: «Уважаемый потребитель, мы готовы предложить вам в любое удобное для вас время (в сроки, установленные данным предписанием) свои услуги по приобретению и установке индивидуальных приборов учета воды. Сообщите, пожалуйста, нам о своем решении по телефону…». К сожалению, монополисты, как показывает многолетняя практика, избрали другую тональность в отношениях с потребителями (вот и приходят к нам в шоковом состоянии получатели угрожающих предписаний). Не были бы лишними и предварительные публикации монополистов в местных газетах с разъяснением измененного Закона «О естественных монополиях и регулируемых рынках» (там много чего интересного как для субъектов естественных монополий, так и для потребителей их услуг). Есть у наших читателей и другие вопросы, так или иначе связанные с установкой приборов учета коммунальных услуг. Например, будет ли обеспечена жителям окраинных домов 4 микрорайона полноценная, с хорошим напором, подача холодной воды до установки приборов учета? А сможет ли до этого услугодатель обеспечить очистку горячей воды, чтобы не выходили раньше времени из строя забитые грязью счетчики? Будет ли обеспечено идеальное состояние, чтобы даже не капало, подвальных теплосетей – до установки общедомовых приборов учета тепла (правда, этот вопрос уже к КСК)? И кто скажет: будет ли в условиях кризиса, инфляции и девальвации тенге рассрочка в оплате дорогостоящих (600 – 700 тысяч тенге плюс установка) общедомовых счетчиков тепловой энергии? Наконец, серьезны ли заявления о том, что дома, которые не обзаведутся тепловыми счетчиками, осенью не подключат к теплу (это если учесть, что вряд ли удастся, как требует того закон, к 1 августа установить общедомовые счетчики по всему городу)?
Говорят, установка приборов учета коммунальных услуг – дело выгодное. Теперь еще и обязательное. Но ведь это же совсем не значит, что мы ради этого дела вдруг должны почувствовать себя, что называется, «поставленными на счетчик» - в том самом, криминальном смысле. Может, попробуем подойти к делу так, чтобы и волки (читай: монополисты) были сыты, и овцы (они же потребители) остались целы? Как вы считаете?

Виктор МОЛОДОВСКИЙ

Просмотров: 1619 | Добавил: Admin | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 1
avatar
1 знайка • 00:29, 14.04.2009
Вообще то сама власть нарушает законодательство самого главного закона страны-Конституцию РК. Ну где это видно ,чтоб потребитель при покупке товара носил с собой весы(меры измерений).Это обязанность продавца и никого другого.Подаешь воду,тепло ,энергию ставь свои приборы контроля,поверяй их и эксплуатируй-но не вешай свои обязанности на покупателя. Я конечно понимаю,что при попустительстве власти.продавци товаров наглеют,но и потребителю надо обращаться в суд-добиваться в суде справедливости.Люди тоже холявщики,они хотят,чтоб этот вопрос за них кто-то из начальства решил,такого в Казахстане никогда не будут Во всем мире приборы учета принадлежат продавцу того или иного товара,в Казахстане это вешают на потребителя-просто здорово.Так и надо людям-не хотят защищаться вместе через суд,получат,то что получат.
Бывший Степногорец
avatar