Главная » 2009 » Январь » 22 » От печали до радости… (Нана АНТИДЗЕ)
13:48
От печали до радости… (Нана АНТИДЗЕ)
В каждом месяце есть определенные дни, когда пенсионеры нашего города радуются и печалятся одновременно – это дни выплаты пенсий, особенно их начало. Радуются, потому что этот момент долгожданен – от предыдущей пенсии порой и крох не остается после выплат всех коммунальных платежей, покупки лекарств и продуктов. Вот поэтому и ждут бабушки и дедушки следующей пенсии как «манны небесной». А печалятся они, особенно те, кто получает пенсию в отделении Народного банка 4 микрорайона, потому что получить свои «кровные» не так то и просто.
 
Судя по обращениям, жалобам пенсионеров в нашу газету, в первые дни выплат, территория перед бывшей сберкассой в четвертом напоминает блокадный Ленинград, а именно получение хлеба по карточкам – очередь порой доходит аж до двадцатого магазина! А в тамбур филиала их не всегда запускают – охранник четко пропускает пенсионеров по мере выходы уже получивших пенсию. Зато попавшие во внутрь, чувствуют себя достаточно комфортно – уютный зал с пятьюдесятью местами для ожидания очереди, девять кассовых окон, и главная особенность этого филиала – система электронного обслуживания, компьютеризированная установка очередности по различным видам выплат (пенсии, оплата коммунальных услуг, оплата кредитов). На руки выдается талон с номером, который по очереди, по мере освобождения кассового окна, высвечивается на табло. Удобно? На первый взгляд очень – не нужно занимать очередь, стоять на ногах долгое время, рьяно охранять ее от желающих обслужиться побыстрей. С другой стороны, система эта устроена так, что клиенты банка, пришедшие оплатить кредиты и другие виды платежей, обслуживаются первоочередно, то есть, минуя ожидающих пенсионеров.
Своими глазами увидеть очередь на улице мне не довелось – на место я попала уже под вечер (в 18.00 часов) во второй день выплаты. Места ожидания в зале отделения были заполнены на одну треть – пенсионеры спокойно дожидались своей очереди. На мои вопросы они отвечали охотно, и без какой либо обиды на банк. Единственно, ими были высказаны пожелания, чтобы выдачу пенсий осуществляло большее количество окон. По их словам, пенсию выдает то пять, а то и одна касса, из-за чего ждать приходится иногда и  два, и три часа, как придется.
В 9 микрорайоне отделения Народного банка тоже было немноголюдно. Работало несколько касс, которые без проблем обслуживали клиентов. Пенсионеры спокойно ожидали своей очереди, коротая время на имеющихся в достаточном количестве местах ожидания. Никакого ажиотажа! Так существует ли разница в обслуживании пенсионеров в разных филиалах, и если есть, то чем она объясняется? Ответить на эти и другие вопросы нашей газеты любезно согласился начальник степногорского управления Народного банка Марат Алтынбеков.

Для справки. Марат Алтынбеков, 1983 года рождения, уроженец г. Степняк Енебекшильдерского района. В системе Народного банка работает 5 лет. Трудовую деятельность начал с позиции кассира Щучинского районного управления, далее - кредитного менеджера, главного менеджера центра розничных продаж. В апреле 2008 года назначен на руководящую должность в г. Степногорск.

- Степногорское управление Народного банка представлено тремя отделениями, в которых производится выплата со вкладов населения, в том числе пенсий и заработной платы. В данное время население обслуживает 13 кассиров, из них 3 частично занимаются и другой работой (кассиры кладовых, в подотчете которых все денежные средства филиала, проводящие выдачу этих средств для работы другим кассирам).
Не секрет, что Народный банк обслуживает преобладающее количество пенсионеров (более 11000 человек), из которых более 8600 получают пенсии по лицевым счетам, а примерно 2500 – по пластиковым карточкам, через банкоматы.
Но помимо работы с сегментом пенсионеров Народный банк обслуживает и другие физические и юридические лица: наибольший объем платежей в бюджет, коммунальные платежи, переводы, обменные операции. Так же мы являемся лидером в развитии зарплатного проекта – сегодня у нас наибольшее количество получателей зарплаты, занимаем и ведущее место в портфеле потребительского кредитования региона – наши экспресс-кредиты на сегодняшний день пользуются популярностью.
Пенсионеры – это самая давняя группа клиентов для нашего банка, с которыми мы работаем чуть ли не с создания системы сбербанка. Вопрос по отделению четвертого микрорайона мной уже рассматривался в декабре прошедшего года, были встречи и с секретарем маслихата Галией Копеевой, позже – с Нелей Рукавцовой, возглавляющей ОО юридических лиц «Нурорда», а на днях будет проведена встреча с представителями общественных объединений города, совета ветеранов по поиску выхода из сложившейся ситуации.
- Поступают ли к вам, как управляющему, жалобы от пенсионеров?
- Жалобы в дни массовых выплат поступают постоянно. В этот раз же все было более осложнено ажиотажем, вызванным увеличением пенсий. Пенсионеры имели желание, получив пенсию, убедиться, что озвученные ГЦВП ее размеры соответствуют действительности. В общем, в первые, 3-4 дня очередность в отделении большая.
- Пенсионеры задают вопрос, почему в 4 микрорайоне существует проблема получения пенсий, тогда как в 9 микрорайоне процедура выдачи осуществляется быстрее? Почему деньги поступают на счета в отделение 9 микрорайона раньше, чем в четвертое?
- Отделение четвертого микрорайона обслуживает большую часть пенсионеров города – приблизительно 4600-4800 человек из 8600, обслуживающихся по лицевым счетам. Остальные обслуживаются в 5 и 9 микрорайонах. В дни массовых выплат в  отделении 4 микрорайона, так же как и в других, задействованы все кассы. Есть лишь одно различие – если в 5 и 9 микрорайонах пенсионеры обслуживаются по живой очереди, то в четвертом действует, как уже было сказано, система электронного обслуживания, что имеет и свои преимущества, и недостатки (операции разового характера обслуживаются в первую очередь). А зачисляются денежные средства на счета в отделения практически одновременно, с разницей лишь в 3-4 часа, что объясняется большим объемом суммы выплат в отделении 4 микрорайона.
- Почему пенсионеров зачастую не пускают в тамбур филиала, и им приходится, и в мороз, ожидать на улице?
- Данное отделение располагает порядка 50 местами для ожидания. Если запустить всех ожидающих, элементарно, получившему деньги пенсионеру будет затруднительно выйти из зала. Я, подъехав туда, с трудом сумел попасть во внутрь – протиснуться сквозь толпу практически невозможно.
- Говорят пенсионеры и о невозможности получения информации о начале выплат по телефону отделения - он либо занят, либо не отвечает. И приходится им, иногда зря, идти в банк. Как можно пенсионерам получить интересующую информацию?
- В этот раз ГЦВП было публично опубликована информация о начале выплат с 13 января через бегущую строку на телевидении. А на звонки, насколько мне известно, сотрудники банка отвечают по мере возможности. Не стоит забывать, что они являются материально ответственными лицами – это работа с денежными средствами, обслуживанием клиентов. Порой просто нет возможности для консультаций по телефону. При необходимости пенсионеры  могут позвонить мне по телефону 5-26-19.
- Собираетесь ли вы предпринять какие-либо шаги для улучшения ситуации по выдаче пенсий в отделении 4 микрорайона?
- Да, конечно. Согласно проведенному мониторингу, в дни массовых выплат все степногорские отделения банка имеют возможность обслужить в среднем от 800 до 1000 человек в день. Учитывая это, первый шаг, который мы уже успешно использовали и ранее в своей работе – это введение выдачи пенсий по графику. Сегодня выдача осуществляется без какого-либо  упорядочения, т.е. все 8600 пенсионеров могут обратиться за выплатой в первый же день. Опыт использования графика был достаточно эффективен, только, как все мы знаем, у любого хорошего дела находятся свои противники. Нашлись такие и из числа пенсионеров, единичные жалобы поступали и в вышестоящие инстанции. Но, на сегодняшний день, вновь ввести график предлагают и общественные организации города, совет ветеранов, объединение юридических лиц города. По этому вопросу, как я уже сказал, в ближайшие дни в акимате состоится совещание, где будет принято определенное решение.
- С графиком понятно. А что, по вашему мнению, еще можно сделать, чтобы нашим пенсионерам было более удобно получать пенсию?
- Самый оптимальный вариант – это обслуживание по карт-счетам через банкоматы, которых у нашего банка восемь по городу (5 из них работают круглосуточно). Для примера, в Кокшетау сегодня через кассу обслуживается порядка 3500 пенсионеров, а по пластиковым карточкам – 12000 человек. В Степногорске же переход пенсионеров на обслуживание по карт-счетам, при всей проводимой агитации, проходит медленно. Хотя последние полгода переход шел более активно и возврата пенсионеров обратно на лицевые счета не наблюдается. Это и понятно – более удобное получение наличных денег, а также возможность безналичной оплаты налогов, коммунальных платежей, всевозможных переводов. Сегодня банкоматы предоставляют, помимо выплаты наличных, порядка 15 других услуг и многие уже в полной мере оценили преимущество обслуживания по пластиковым карточкам. Важен и тот факт, что зачисление на карт-счета ведется централизованно, вследствие чего их владельцы поучают те же пенсии раньше, чем обслуживаемые по лицевым счетам. Переход пенсионеров на карт-счета поможет снять имеющийся сегодня искусственный ажиотаж, особенно в первые дни выплаты пенсий. Выпуск карточки производится бесплатно на срок 3 года. Первый год обслуживания – бесплатно, последующие года плата за обслуживание – 300 тенге в год. По проведенному нами анализу, это даже дешевле, чем замена сберкнижки.
- Получается, что улучшить положение может только переход на карт-счета?
- Да, потому что безболезненно физически с таким объемом получателей по лицевым счетам не сможет справиться ни один банк. Не стоит забывать и об экономическом кризисе, исходя из которого, и наше управление ждет оптимизация численности работников (8-10 человек). А это значит, что станет меньше кассиров, окон выдачи, а, следовательно, это повлияет и на скорость обслуживания.
В заключение разговора, Марат Серикович пожелал всем пенсионерам здоровья и взаимопонимания, а также выразил надежду, что представители старшего поколения в ближайшее время все-таки смогут по достоинству оценить преимущества обслуживания через банкоматы, перейдя на эту систему обслуживания.
Смогут ли наши бабушки и дедушки, заботясь о собственном физическом и эмоциональном здоровье, переломить воспитанные в них устои и доверить выдачу своих пенсий бездушной машине (банкомату)? Думаю, смогут. Ведь машина, не человек, она не может обидеть, накричать, у нее нет перерыва на обед, и ей никто не звонит по мобильнику в рабочее время, да и макияж ей поправлять нужды нет. Смогут ли они выполнить все технические манипуляции, необходимые для получения наличных? Смогут, если получат доходчивые инструкции банка, а дети и внуки им наглядно покажут, как обращаться с банкоматом и помогут в первое время получать деньги. Пластиковые карточки, это действительно удобно и проблема многочасовых очередей и ожидания на морозе отпадет сама собой!
 
Нана АНТИДЗЕ

К сведению пенсионеров, которые продолжат обслуживание через кассы банка
С февраля 2009 года пенсии будут выдаваться согласно алфавиту по фамилиям получателей:
1 день – А
2 день – Б
3 день – В, Г, Д
4 день – Е, Ж, З, И
5 день – К
6 день – К,Л
7 день – М, Н
8 день – О, П, Р, С
9 день – С, Т
10 день – У-Я
Просмотров: 1181 | Добавил: Admin | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 2
avatar
1 Tosha • 08:06, 26.01.2009
Я в шоке! Уже на руководящие должности назначаются люди, 1983 года рождения! wacko
С этой проблемой огромной очереди сталкиваются уже давным давно! Если заглянуть туда в любой день, то можно обнаружить огромные очереди, которые занимают ещё за несколько часов до открытия. Как правильно заметили, в дни получения пенсии - эти очереди становятся катострофическими! При мне, не раз увозили нескольких пенсионеров машины скорой медицинской помощи...
avatar
2 Admin • 08:14, 26.01.2009
Сейчас, как говорится, молодым везде у нас дорога... При этом забывают об опыте и прочих профессиональных качествах. Что и говорить: прокуратура, полиция и другие силовые структуры на 70-80% состоят из молодых (а иногда слишком амбициозных) кадров.
avatar